Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс возмущён намерениями России провести собственное расследование событий 13 января 1991 года, по которым в Литве в настоящий момент проходит судебный процесс, где заочно судят порядка 60 человек, а двое реально арестованы.

По словам главы внешнеполитического ведомства Литвы, это попытка России «политизировать уголовное дело и использовать это в целях пропаганды».

«Такими заявлениями российские власти в очередной раз пытаются рассорить общества России и Литвы, тем более, что мы помним реакцию российского общества после 13 января, когда почти миллион россиян вышли на улицы в знак протеста против действий тогдашней армии против мирных жителей, и такова была реакция общества», — сказал Линкявичюс в интервью литовскому агентству BNS.

Он также подчеркнул, что Россия в деле 13 января игнорирует просьбы Литвы о правовой помощи, но сама берется за расследование — общественные слушания пройдут в Общественной палате, то есть, по словам министра, «в структуре, сформированной по указу президента Владимира Путина». По мнению Линкявичюса, это только доказывает стремление «политизировать конкретное криминальное дело».

«До этой поры Россия игнорировала просьбы Литвы о правовой помощи, возможно, этим расследованием она хочет отвлечь внимание от рассмотрения дела. В этом отношении нежелание сотрудничать и предоставить правовую помощь — с одной стороны, а с другой стороны — попытка организовать что-то пропагандистское является стремлением политизировать конкретное дело посредством политического инструмента. Это неперспективно и некорректно с юридической точки зрения», — сказал министр.

Ранее официальный представитель МИДа России Мария Захарова объявила, что в начале апреля в Общественной палате РФ планируется организовать такие слушания. На них приглашены, в том числе, непосредственные участники вильнюсских событий.

«Считаем данную инициативу своевременной. Причина вполне понятна — у российской общественности вызывает справедливое возмущение политически мотивированное уголовное преследование в Литве по сфабрикованным обвинениям граждан России, участников тех событий. Двое из них, Ю. Мель и Г. Иванов, присутствуют непосредственно в зале суда. Ю. Мель, как известно, в марте 2014 г. был арестован на территории ЛР и с тех пор удерживается в заключении», — говорится в комментарии Захаровой, опубликованном на сайте МИД РФ.

«Для сомнений в беспристрастности этого процесса есть серьёзные основания. Вспомним хотя бы заявление тогдашнего руководителя Департамента обороны Литвы Аудрюса Буткявичюса, что жертвы январских событий «изначально планировались». О том, что «свои стреляли в своих» говорил и известный литовский правозащитник А.Палецкис. Имеются и другие свидетельства, опровергающие причастность советских военнослужащих к гибели людей в январе 1991 г. в Вильнюсе. Так, по данным прокуратуры СССР, по горячим следам расследовавшей (несмотря на активное противодействие литовских властей) произошедшее у Вильнюсской телебашни, большинство потерпевших в действительности погибло не от советских военных, которые сами серьёзно пострадали в ту трагическую ночь. Выстрелом в спину был убит лейтенант В.В.Шатских, к расследованию обстоятельств гибели которого сейчас решено вернуться. Полагаем, что слушания смогут пролить свет на дополнительные факты, указывающие на истинных виновников трагедии 13 января 1991 года», — также отмечается в документе.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве события 13 января 1991 года официально трактуются как агрессия против независимой Литвы. Считается, что все погибшие — от рук псковских десантников. Любые попытки разобраться в том деле, например, почему часть гражданских погибла от пуль, выпущенных из дореволюционных винтовок Мосина, которых не могло быть на вооружении у солдат, караются законом как отрицание советской агрессии, за что грозит уголовное наказание и лишение свободы.

Также отметим, что в Литве несколько лет назад впервые был публично оспорен ход событий 13 января. Во время прямого эфира местной радиостанции литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что в событиях тех дней больше неясностей, чем ясного, а некоторые свидетели тех событий в различных, в том числе и открытых, источниках утверждают, что жертвы среди гражданских лиц случились из-за провокаций активистов движения за независимость Литвы, то есть самих литовцев: «Выясняется, что, возможно, свои стреляли в своих». За эту фразу Палецкис был осужден по статье «Отрицание советской агрессии» — он стал первым осужденным по этой статье.

О том, что военные не стреляли по гражданским, а автоматы были заряжены холостыми патронами, утверждает и командовавший операцией в Вильнюсе генерал Усхопчик, который в настоящий момент проживает в Белоруссии. Согласно распространённой в Литве версии, войска Советской армии в январе 1991 года пытались захватить власть в провозгласившей независимость от СССР республике; Усхопчик как командир вильнюсского гарнизона несёт ответственность за гибель людей, вышедших на митинг в защиту литовской независимости и расстрелянных советскими военными. Официальный Вильнюс не смог предоставить властям Белоруссии удовлетворительных оснований необходимости выдачи Усхопчика. В настоящее время генерал проживает в Минске.

Тем временем сам осужденный за свои высказывания Альгирдас Палецкис собрал десятки свидетельств живых очевидцев, которые утверждают, что видели выстрелы с крыш домов, тогда как советские солдаты находились внизу у телебашни. Также есть свидетельства, что на место столкновения из моргов литовскими властями подбрасывались трупы, которые потом выдавались за жертв агрессии. Кроме того, существует официальная медэкспертиза погибших в ту ночь. В ней излагается, что, например, один из погибших умер от смертельного ранения от дореволюционной винтовки Мосина.

Напомним, Литва уже арестовала и удерживает под стражей одного гражданина России, который обвиняется в деле о 13 января 1991 года. Полковник запаса Юрий Мель, страдающий тяжелой формой диабета, был задержан 12 марта 2014 года на литовском погранпереходе при возвращении в Россию. 47-летнего калининградца обвиняют в том, что он (в ту пору 22-летний лейтенант) участвовал в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.

Всего в деле о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе 69 подозреваемых. Все они граждане России, Белоруссии и Украины и будут судимы заочно.