«Отрасль сможет выжить только с развитием экспортной составляющей и позиционированием компаний как экспортно ориентированных», — такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал директор по сопровождению экспортных проектов АО «Российский экспортный центр» Константин Евстюхин. По его словам, в той стратегии, которая уточняется в НАМИ и Минпромторге, ключевым направлением должен стать именно экспорт и развитие экспортного потенциала в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день при значительном снижении спроса внутри страны российские автомобильные предприятия вынуждены сокращать производственные мощности, ориентируясь на положение рынка. И основной проблемой и причиной кризиса отечественных автозаводов является сильная зависимость от российского рынка и низкая доля экспорта. За счёт низкого курса российской валюты отечественные производители имеют возможность реабилитироваться: продукция конкурентоспособна, а цена на автомобили, произведённые в России для зарубежных стран мала, что, безусловно, привлечёт покупателей за рубежом и поспособствует налаживанию экспорта и решит проблему сокращения производства.

Однако существует ряд проблем в направлении экспорта, и среди них в первую очередь заградительные барьеры в виде ввозных таможенных пошлин, а также высокая стоимость и сложность логистических маршрутов. С маршрутами транспортировки товаров работа уже идёт, и главным критерием здесь является минимальность цены транзита. Не исключается, что для оптимизации расходов единым грузом по основным направлениям экспорта будут транспортироваться автомобили сразу нескольких брендов.

Но для того, чтобы производить товар, необходимо знать, куда именно его реализовывать. Что касается экспортёров, традиционно для российского автопрома ими являются страны СНГ, несмотря на снижение покупательской способности в некоторых странах и введения утилизационного сбора, но также рассматриваются и новые рынки для экспорта. Так, в конце 2015 года 6 компаний: АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, Renault и Volkswagen выделили основные направления экспорта в дальнее зарубежье. Среди направление приоритетными являются Египет, Иран, Вьетнам, Алжир, Венесуэла, Куба и Мексика. В основном речь идёт о поставках готовых автомобилей, исключение составляет компания Renault, которая делает ставку на экспорт комплектующих в Алжир, и в 2016 году компания планирует экспортировать около 20 тысяч автомобильных корпусов.

На данный момент ведутся переговоры между"Российским экспортным центром» и компанией Nissan, которая уже сформулировала свои планы по экспортным поставкам на 2016 год. Основными направлениями для них являются в первую очередь страны СНГ, а также страны Востока — ОАЭ и другие. Реализацией товара в Европу компания занимается самостоятельно. Также вероятно, что японский бренд экспортировать комплектующие для автомобилей, но это только в планах.

Для более эффективного налаживаниях экспорта в 2016 году готовится открытие торговых домов «Российского экспортного центра» в зарубежных странах. До лета предполагается открытие торговых домов в Китае, Иране, Вьетнаме, Казахстане и Таджикистане, а позднее и в других странах-экспортерах. Некоторые российские производители работают с экспортом либо напрямую с дилерами в странах, либо имеют собственные представительства или совместные предприятия в странах-экспортерах.

Таким образом, неиспользованные мощности на автозаводах России будут привлечены для производства автомобилей на экспорт. И здесь успешными окажутся наиболее локализованные бренды, так как экспорт автомобилей, собранных из импортных моделей не несёт смысла и не является эффективным. Так или иначе сегодня российские автопроизводители намечают новое направление в работе, а значит, что кризис всё же приносит не только негативные последствия.

В 2015 году экспорт автомобилей сократился на 25%, импорт — на 50%.На фоне девальвации рубля одним из основных направлений в 2016 году для автопрома было выделено налаживание экспорта. Как ранее заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, на эти цели будут выделены дополнительные 5 млрд рублей. Как планирует министр, к 2025 году долю экспорта автопрома необходимо увеличить с 7,7% до 25%.