Организатором общественных слушаний выступила администрация муниципального образования «Сосновоборский городской округ» при содействии АО «Концерн Росэнергоатом». В ходе слушаний рассматриваются вопросы безопасной эксплуатации новых энергоблоков для населения и окружающей среды, их влияние на радиационную обстановку в регионе, планируемые природоохранные мероприятия и другое. Представленные на рассмотрение общественности материалы обоснования лицензии разработаны в строгом соответствии с требованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзора). При их подготовке использованы проектная документация, данные инженерных изысканий площадки и района размещения новых энергоблоков, учтены предложения рабочей группы по безопасной работе градирен, созданной в 2012 году по решению главы ГК «Росатом» Сергея Кириенко для проведения дополнительного анализа проектных решений, а также замечания общественности, поступившие в рамках состоявшихся в октябре прошлого года общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду деятельности по эксплуатации новых энергоблоков №1 и №2 Ленинградской АЭС.

«При проектировании наша задача заключалась в том, чтобы свести до минимума вынос капель из градирен, — рассказал начальник группы проектирования градирен АО «Атомпроект» Михаил Пресман. — В первую очередь капли образуются в системе водораспределения, на разбрызгивающих устройствах. Размеры и количество капель определяются конструктивными особенностями разбрызгивающих устройств. В системе водораспределения градирен ЛАЭС-2 предусмотрено разбрызгивание вниз. При такой схеме напор на соплах разбрызгивающих устройств, достаточный для эффективной работы градирен, составляет 1 метр. Для сравнения: на градирнях Калининской АЭС — система верхнего разбрызгивания, необходимый напор на соплах — полтора метра.

Капельный вынос из градирен пропорционален напору на соплах, то есть, уменьшая напор, мы уменьшаем капельный вынос. Именно это и сделали при разработке проекта градирен ЛАЭС-2. Оросительные устройства — основной элемент градирен, отвечающий за их охлаждающую способность. Наши оросители двух типов: плёночные и капельно-плёночные. Попадая на капельно-плёночный ороситель, вода разбивается на дополнительное количество мелких капель, с которых и происходит охлаждение воды. Эти дополнительные капли могут подхватываться восходящим потоком воздуха и покидать градирню. Попадая на плёночный ороситель, вода растекается по нему тонкой плёнкой, с поверхности которой и происходит охлаждение воды. На градирнях ЛАЭС-2 будет установлен плёночный ороситель, который не допускает образования дополнительных капель. И этот ороситель разработан специально для работы градирни на морской воде. Еще один конструктивный элемент — водоуловительные устройства. Они отвечают за безопасность работы градирен для окружающей среды. На градирнях ЛАЭС-2 будет применено специальное водоуловительное устройство, которое обеспечивает потери — не более 0,001% от расхода циркуляционной воды. Для сравнения: в конкурсной документации на проектирование градирен для Белорусской и Нижегородской атомных станций в требовании к конструкции водоуловителя говорится, что потери не должны превышать 0,002%. У нас, на градирнях ЛАЭС-2, этот показатель в два раза более жёсткий».

«Проект ЛАЭС-2 является эволюционным проектом поколения III+, в котором реализованы самые современные активные и пассивные системы безопасности, — уверен начальник лаборатории АО «Атомпроект» Андрей Фролов. — Проект отвечает не только всем требованиям российских нормативов, что подтверждено многочисленными экспертизами, но и наиболее жестким современным международным рекомендациям, учитывающим уроки АЭС «Фукусима». Выполненные в проекте детальные анализы и исследования подтверждают, что эксплуатация ЛАЭС-2 является экологически безопасной для населения и окружающей среды. Последствия возможных аварий минимизированы техническими решениями до уровней, не требующих каких-либо защитных мер для населения. Высокие показатели безопасности ЛАЭС-2 подтверждает тот факт, что данный проект выбран в качестве аналога для строительства АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, «Пакш-2» в Венгрии, «Эль-Дабаа» в Египте и рассматривается еще рядом стран, планирующих строительство новых АЭС».