Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта остается в центре внимания политиков, экспертов и СМИ, как в Армении, так и за ее пределами, особенно после принятия 26 января на зимней сессии ПАСЕ резолюции по Нагорному Карабаху, а также после снятия санкций с Ирана, в результате чего Тегеран получил благоприятные возможности для продвижения своих интересов в Закавказье.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Парламентская ассамблея совета Европы на вчерашнем заседании приняла проект резолюции, подготовленный на основе спорного доклада боснийского депутата Милицы Маркович «Жители приграничных районов Азербайджана умышленно лишены питьевой воды». В докладе содержатся политические формулировки, неприемлемые для армянской стороны.

Милица Маркович, представившая расположенное в Мартакертском районе Нагорного Карабаха Сарсангское водохранилище как угрозу и также не посетившая Карабах и те места, о которых идет речь в докладе, утверждает, что армянская сторона использует это водохранилище в качестве оружия, угрожает азербайджанскому населению и лишает его возможности заниматься сельским хозяйством.

По мнению армянских политиков, Маркович, на фоне экологических и гуманитарных вопросах внесла в документ политические формулировки, которые бросают тень на деятельность Минской группы ОБСЕ и в результате, вместо того чтобы способствовать снижению напряженности в зоне карабахского конфликта, на самом деле еще больше обостряют ситуацию, так как докладом недовольны Армения и Минская группа, а доволен лишь Азербайджан.

После голосования армянская делегация в ПАСЕ выступила с заявлением, подчеркнув, что содержащиеся в резолюциях формулировки «не соответствовали позиции международного сообщества, и в первую очередь, позиции и заявлениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ от Франции, России и США».

«В представленных докладах значительно искажаются история и суть нагорно-карабахского конфликта, а также наблюдается непозволительное вмешательство в процесс мирного урегулирования, о чем свидетельствуют заявления сопредседателей МГ ОБСЕ от 22 января, а также их более ранние заявления, а также многочисленные выступления делегатов в ходе пленарного заседания», — говорится в заявлении (цитата по azatutyun. am).

Армянская делегация отмечает, что члены ПАСЕ, восприняв всю серьезность ситуации, по итогам голосования отклонили доклад британского делегата Роберта Уолтера «Рост насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана».

«Что касается доклада по поводу Сарсангского водохранилища, то, как отмечается в заявлении, ряд депутатов ПАСЕ, игнорируя мнение международного сообщества, демонстрируя односторонний подход, проголосовали за его принятие, таким образом, придавая гуманитарно-техническому отчету политическое содержание», — заявляет делегация Армении в ПАСЕ.

В свою очередь заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в своем микроблоге в Twitter написал, что принятая в ПАСЕ резолюция о Сарсангском водохранилище льет воду на мельницу азербайджанской пропаганды, целью которой является провал переговорного процесса по мирному урегулированию карабахского конфликта.

По мнению бывшего пресс-секретаря МИД Армении Владимира Карапетяна, ПАСЕ стал первой международной организацией, которая осудила Армению, не только за оккупацию территорий Азербайджана, а теперь уже и Нагорного Карабаха. Не удовлетворившись этой формулировкой, ПАСЕ потребовала вывода армянских войск из Нагорного Карабаха. «Эти положения были 23-летней мечтой Азербайджана, который даже в самых смелых начинаниях не мог представить себе такую сокрушительную победу на международной арене», — считает Карапетян.

Бывший пресс-секретарь МИД, а ныне оппозиционный политик подчеркивает, что позор для армянской дипломатии и лично для президента Армении Сержа Саргсяна удваивается, принимая во внимание, что армянские политики не смогли воспользоваться рукой помощи, которая была протянута Минской группой ОБСЕ. «Даже имея такую весомую поддержку, делегация Армении не смогла провести ни одного из представленных 15 дополнений и предложений. Полностью дискредитированные представители Республиканской партии Армении выступили с отчаянным заявлением, которое является попыткой отвлечь внимание общественности от позорного провала. В свете произошедшего, Армения должна быть готова к новым, более сложным проблемам на разных международных площадках», — пишет Карапетян в статье на одном из армянских сайтах.

На фоне дебатов в ПАСЕ по карабахской проблематике, Иран также пытается внести свой вклад в решение конфликта. Так, на днях официальный представитель МИД Ирана Хуссейн Джабер Ансари заявил, что Иран выразил готовность выступить посредником между Азербайджаном и Арменией в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Дипломат в ответе на вопрос корреспондента азербайджанского агентства АПА подчеркнул, что Иран с первого дня конфликта пытался предотвратить его и разрешить противоречия."Если мы обратим внимание на прошлое, то увидим, что Иран пытался в критичные времена предотвратить разногласия между соседними странами — Азербайджаном и Арменией. Сейчас, если Азербайджан и Армения захотят, Иран готов сыграть роль и выступить посредником в разрешении этого конфликта», — заявил Ансари агентству.

А 26 января замминистра иностранных дел России Григорий Карасин обсудил нагорно-карабахское урегулирование с иранским коллегой Ибрагимом Рахимпуром, говорится в сообщении МИД России.

«Состоялся обмен мнениями по некоторым вопросам региональной повестки дня. Особое внимание было уделено ситуации в Центральной Азии и Закавказье, нагорно-карабахскому урегулированию, а также реализации минских договоренностей по разрешению кризиса в Украине», — отмечается в сообщении.

О урегулировании конфликта говорил вчера, 26 января, также глава МИД России Сергей Лавров, в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году.

Касаясь муссируемых в последние несколько месяцев слухов о том, что переговоры ведутся вокруг представленных российской стороной новых принципов урегулирования, Лавров заявил: «Никакого «документа Лаврова» или кого бы то ни было еще не существует. Есть целый ряд документов (их 4−5, может быть 6), которые сопредседатели готовили на разных этапах переговоров о нагорно-карабахском урегулировании, когда шла речь, чтобы подготовить в качестве первого шага основные принципы урегулирования конфликта, а потом на основе этих основных принципов готовить мирное соглашение, которое имело бы уже юридически обязывающий, а не политический характер».

Министр напомнил, что различные версии этого документа (он эволюционировал с 2007 г. до 2010−2011 гг.) были сопредседателями депонированы Генеральному секретарю ОБСЕ в Европе и они находятся в сейфах этой Организации в таком депонированном качестве. «Это единственные бумаги, которые можно назвать документами, учитывая, что ни один из этих документов, который официально существует, не привел пока еще к практическому решению всех компонентов нагорно-карабахской ситуации, а работа ведется на основе принципа «ничто не согласовано, пока всё не согласовано», — подчеркнул Лавров.

Разговоры о документе или предложении Лаврова начались осенью прошлого года, когда министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что глава МИД России в ходе визитов в Баку и Ереван представил новые предложения по карабахскому урегулированию. «Эти предложения включают в себя те договоренности, которых президенты достигли в 2014 году во время встреч в Сочи, Ньюпорте и Париже и в основе которых были Мадридские принципы. Шесть пунктов обновленных Мадридских принципов известны общественности: вывод вооруженных сил Армении с прилегающих к Нагорному Карабаху оккупированных территорий, и другие», — 27 ноября заявил глава внешнеполитического ведомства Азербайджана.

Глава МИД России вчера отметил, что официальная Москва в основном сосредотачивает свои усилия на тех вопросах, вокруг которых Армения и Азербайджан пока не пришли к окончательному согласию.

«Переговоры ведутся на основе принципа «Ничто не согласовано, пока не согласовано все». Российская сторона, как вы знаете, еще начиная с 2010 года, когда президентом был Дмитрий Анатольевич Медведев, предпринимала усилия к тому, чтобы найти развязки по вопросам, которые пока еще не являются предметом согласия сторон. И это помогло кое-где продвинуться, и потом была достаточно продолжительная пауза, после того, как на саммите в Казани в июне 2011 года вопреки ожиданиям не удалось договориться по документу об основных принципах. Ну, а вслед за тем, как президент Путин в очередной раз был избран на этот пост, он встретился с лидерами Армении и Азербайджана и по поручению трех президентов мы постарались возобновить усилия по поиску развязок. Такие развязки ищутся сейчас на уровне идей, на уровне размышлений вслух. У меня состоялось несколько встреч с моим коллегой из Армении, с коллегой из Азербайджана, мы все это обсуждаем с сопредседателями от США и от Франции. Никаких документов помимо тех, которые были депонированы в ОБСЕ, не существует. Все остальное это поиск, это, как я уже сказал, такой мозговой штурм», — отметил Лавров.