Свою позицию по решению национального железнодорожного перевозчика «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) Палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» озвучила сегодня, 13 января.

«С 5 по 15 января АО НК «Қазақстан темір жолы» временно ограничила прием зерновозов стран СНГ и Балтии, причем без запрета на транзитные сообщения по территории Казахстана. Однако данное решение НК «Қазақстан темір жолы» вызвало негативную реакцию со стороны российских операторов вагонов», — говорится в сообщении. Организация со ссылкой на КТЖ поясняет, что мера была вынужденной — «ввиду отсутствия заявок грузоотправителей на погрузку зерна в первой половине января текущего года».

Палата напоминает, что, по правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 года, конвенционные запреты о погрузке устанавливаются решениями соответствующей железнодорожной администрации.

«Действуя по установленным правилам, 2 января 2016 года национальная компания «Қазақстан темір жолы» телефонограммой уведомила ЦСЖТ о введении запрета на прием, подачу порожних собственных и арендованных зерновозов всех железнодорожных администраций со всех станций стран СНГ. Дирекция Совета, в свою очередь, объявила конвенционное запрещение, которое вступило в силу 5 января текущего года. По информации АО «НК «КТЖ», отмена запрета планируется 15 января 2016 года», — сообщает Палата предпринимателей.

Организация прокомментировала и вопрос о том, насколько правомерны действия КТЖ в рамках евразийской интеграции.

«Договор о Евразийском экономическом союзе не предусматривает регулирование взаимодействия между операторами вагонов и операторами инфраструктуры. Правила доступа к услугам инфраструктуры в отношении операторов устанавливаются на национальном уровне, а также в соответствии с договоренностями в рамках ЦСЖТ. Более того, если говорить о соблюдении общих правил и принципов конкуренции на трансграничных рынках Союза, то необходимо понимать, что согласно критериям отнесения рынка к трансграничному, географические границы товарного рынка должны охватывать территории двух и более сторон, что в данном случае не имеет места быть. Однако в случае нарушения данным запретом АО «НК «КТЖ» интересов других участников казахстанского рынка железнодорожных перевозок данный вопрос относится к компетенции национального законодательства и подлежит рассмотрению уполномоченным государственным органом в лице Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Казахстана», — считают в Палате.

Напомним, 12 января, СМИ сообщили о том, что вагонам из России перекрыли доступ к казахстанскому зерну. Было отмечено, что российские зерновики выступают за отмену запрета, считая, что меры с казахстанской стороны вызваны намерением защитить свой рынок от демпинга цен со стороны российских операторов.