Почему Вы решили заняться вопросами урегулирования грузино-осетинского конфликта?

Майя Цабошвили: Я осетинка, получившая грузинское воспитание в Тбилиси, которой во время известных событий в 90-е годы очень громко напомнили о том, что я "чужая". У меня уже было двое маленьких детей, я не хотела, чтобы они выросли в Грузии с чувством неполноценности из-за того, что они являются осетинами. Тогда в Тбилиси было очень сложное время, я чувствовала, что надо что-то делать, правда я еще тогда не знала что. Позже, когда начались образовываться общественные организации, я поняла, что, возможно, и я смогу внести свой вклад в преодоление отчуждения между двумя народами. Для меня это было очень важно, ведь во мне живут две половины, грузинская и осетинская, которые я не могу разделить.

Расскажите, что представляет собой возглавляемая Вами организация? Какую оценку Вы могли бы дать ее деятельности?

"Ибер-Ирон" - это неправительственная организация, в которую входят как грузины, так и осетины, ведь даже название у нас не случайно: Ибер - Грузия, Ирон - Осетия. Мы считаем необходимым поддерживать контакты, а в некоторых случаях оказывать и материальную поддержку осетинам, проживающим в различных регионах Грузии и, конечно же, в Южной Осетии. У нас молодая организация, но все же уже можно рассказать, что удалось сделать за эти годы. Три раза мы провели мониторинг осетинского населения Панкисского ущелья, посетили 4 школы в Лагодехском районе Грузии и в Ахалгори, где образование ведется на осетинском языке. Наша организация непосредственно сотрудничает с Министерством юстиции Грузии в рамках перевода лиц осетинской национальности, находящихся в Грузии в местах лишения свободы, в РСО - Алания, в случае, конечно, если они изъявляют такое желание. Осуществляем и обратный процесс, т.е. возвращаем грузин из северо-осетинских тюрем в Тбилиси. Этим летом мы провели встречу с министром по делам национальностей и связям с общественностью РСО-Алания Сергеем Таболовым, где обсуждались пути укрепления взаимоотношений между Владикавказом и Тбилиси. Сотрудничаем и с представителями властей Южной Осетии: Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством иностранных дел РЮО, Комитетом по делам беженцев и вынужденных переселенцев и национальной политики РЮО. Тесно взаимодействуем и с представителями неправительственного сектора Южной Осетии, редакцией юго-осетинской газеты "Молодежь Осетии". Конечно, только одна организация не в состоянии полностью урегулировать грузино-осетинский конфликт. Но наши действия, действия других организаций, шаги со стороны официальных лиц, личный вклад каждого - все это приведет к положительному результату.

Ваше видение путей урегулирования грузино-осетинских отношений?

У меня сложилось мнение, что последние 7 лет прошли только на уровне переговоров. Не было никаких конкретно значимых действий, и это привело к абсолютной стагнации. Мне очень хочется надеяться, что сейчас, с приходом к власти в Грузии нового руководства, начнется новая эра в урегулировании грузино-осетинских отношений, власти в Грузии перейдут от разговоров к конкретным действиям, на что незамедлительно последуют шаги и со стороны Южной Осетии.

Как, на Ваш взгляд, можно придать положительный импульс переговорному процессу? Какие шаги нужно предпринять для сближения двух народов?

В сентябре 2003 года мы провели несколько встреч с миссией ОБСЕ, которая заинтересовалась нашей идеей создать грузино-осетинскую информационную сеть, совместный буклет, а также предложением открыть и в Тбилиси, и в Цхинвале центр грузино-осетинских отношений. Обо всем этом я говорила в Москве и с Дмитрием Медоевым, членом смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от юго-осетинской стороны. Конечно же, реализация всех этих проектов зависит от финансовой помощи. Кроме того, на мой взгляд, самое правильное -это еще и экономическое сближение дух народов. С удовлетворением можно отметить, что в Южной Осетии реализуется продукция грузинских представителей - пиво "Топадзе", "Казбеги", осуществляет свои услуги компания сотовой связи "GEOSELL", выход в интернет - "Georgia on line". В свою очередь, продукция юго-осетинских предприятий поступает в некоторые грузинские города и села. Несомненно, все эти действия приведут к ускорению урегулирования грузино-осетинских отношений. Например, совсем недавно из достоверного источника мне стало известно, что в скором времени ожидается восстановление железнодорожного сообщения между Тбилиси и Цхинвалом.

Как Вы считаете, обязательна ли роль наблюдателей в урегулировании конфликта? Или необходимо полагаться только на свои внутренние силы?

Мы не можем не учитывать российскую сторону, у которой всегда есть и будут конкретные интересы на Кавказе. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо, необходимо просто учитывать это. Не надо также уменьшать роль международных организаций, которые внесли свой позитивный вклад в урегулирование конфликта. Что же касается выдвижения каких-то условий, что ж, необходимо учитывать, что у всех есть свои интересы, но надо сделать так, чтобы эти интересы были бы в пользу наших интересов.

У Вас есть какие-либо совместные проекты с юго-осетинской стороной?

Конечно. Если мы что-нибудь делаем, мы всегда приглашаем единомышленников из Южной Осетии. Очень хорошо, что ведутся официальные переговоры, но мы считаем важным, чтобы и общественность общалась между собой. Мы планируем устроить встречи по групповым интересам - деятелей культуры, науки, проводить тренинги студентов, ведь грузинская и осетинская молодежь вот уже десятилетие не общается. Есть и другие планы. Мы ведь почти одно и то же, мы - жители Кавказа, и если мы не найдем общий язык - это будет большой ошибкой. Мы все должны постараться восстановить доверие между грузинами и осетинами.

Краткая справка: грузино-осетинский союз "Ибер-Ирон" - неправительственная организация, функционирующая в Тбилиси с 1999 года.