Ситуация в Закавказье стремительно меняется, как и приоритеты, исповедуемые великими державами в регионе. На политическую сцену выходит Нагорно-Карабахская Республика, которая предпринимает уверенные шаги в деле своего международного признания. Детали этого процесса ИА REGNUM обсудило с экспертом Русско-Армянского Содружества Денисом Дворниковом.

ИА REGNUM :В Москве завершились «Дни Арцаха». Какой информационный отклик получило это событие?

Общий тон освещения «Дней Арцаха» — вполне доброжелательный. За последние 2−3 года в России большое число людей познакомилось с Нагорным Карабахом. Многие журналисты и популярные пользователи соцсетей, блогеры сами съездили в Арцах и поделились своими впечатлениями с широкой аудиторией. Большой информационный импульс летом этого года создал приезд в республику Германа Стерлигова. Это был момент, когда все центральные телеканалы на протяжении недели рассказывали о мирной жизни, об особой нравственной и гостеприимной атмосфере Арцаха. Затем был визит известной оперной певицы Любови Казарновской. Постоянно проводятся различные экспертные и культурные проекты. Те же литературные конкурсы — Русско-Армянского Содружества или Виктора Коноплева. Можно сказать, что проекты с Арцахом стали популярным «трендом» в журналистской и творческой среде России. Именно поэтому «Дни Арцаха» стали заметным событием и привлекли не только представителей армянской общины, но и общественность Москвы. Это, безусловно, сказалось и на тональности освещения в СМИ.

ИА REGNUM: Была ли негативная реакция?

Естественно были дежурные статьи в азербайджанских СМИ. Это обычная практика, к которой все относятся, как к естественному шуму. Но было странно видеть, что в системе азербайджанской пропаганды участвовала и одна армянская редакция. Материал, который она выпустила в связи с началом «Дней Арцаха» в Москве, был написан в духе статей, которые обычно пишут в таких случаях СМИ Азербайджана — злобно, но ни о чем. Через несколько часов этот материал был практически полностью процитирован в одном из азербайджанских сетевых изданий. Таким образом можно наблюдать классическую «двухходовку», которую используют «чёрные пиарщики», закидывая информацию на один ресурс, а потом развернуто цитируя на другом. Но одно дело, когда это происходит во время какой-нибудь избирательной кампании муниципального уровня в тихой провинции, и совсем другое, когда во время вооруженного противостояния.

ИА REGNUM: То есть вы допускаете, что среди армянских СМИ есть такие, которые работают на азербайджанскую пропаганду?

В юриспруденции есть такой оборот: «исходя из поведения сторон». Так вот, исходя из конкретных публикаций, можно сделать вывод, что есть в Армении существует как минимум одно сетевое издание, которое практически действует как сегмент азербайджанской пропагандистской машины. Я сознательно не называю этот сайт, чтобы не делать ему рекламы.

ИА REGNUM: Не допускаете ли Вы, что речь может идти, например, о конструктивной критике пророссийской позиции руководства Арцаха?

Допускать можно все, что угодно. Но дело в том, что, во-первых, руководство Арцаха демонстрирует взвешенную, многовекторную внешнюю политику. НКР в равной степени дружественна России и многим западным странам. И это касается не только французской и американской армянской диаспоры. Достаточно вспомнить выступление Бако Саакяна в Чатам Хаус и многие двусторонние проекты с европейскими и американскими партнерами. Во-вторых, статьи, о которых идет речь, не несут в себе никакого конструктива. В них нет критики конкретных программ, стратегий, в них нет фактуры. Они направлены исключительно на топорную дискредитацию институтов власти республики. Я был наблюдателем на президентских выборах в НКР и могу сказать, что даже в период достаточно напряженной избирательной кампании оппоненты внутри Арцаха удерживали свою риторику в таких рамках, которые не допускали репутационного урона центральным институтам государства. Риторика же сайта, о котором идет речь, выглядит бессодержательно и разрушительно. С учетом сложных реалий, такое недопустимо. Даже если кому-то не нравится лично Бако Саакян и его программа действий, то есть множество разумных вариантов критики, которые не наносят вреда и не сливаются в унисон с государственными СМИ режима, угрожающего национальной безопасности.

ИА REGNUM: Вы исключаете ошибку или перегибы в редакционной политике?

У меня есть все основания полагать, что речь идет о намеренной информационной операции. Это мнение разделяют и многие мои коллеги, которые имеют большой опыт работы со СМИ. Я не знаю, что именно мотивирует сотрудников армянского издания работать на азербайджанскую пропаганду, но полагаю, что обеспечить финансирование проекта через третьи страны сегодня труда не составляет. Но пусть этим займутся службы финансового мониторинга Армении. Проблема в другом. Меня здесь в первую очередь интересует нравственный аспект. Например, у меня в данном случае больше уважения вызывает какой-нибудь Вугар Гасанов, который, хоть и большой фантазер и любит упрощенные гиперболы, но хотя бы уверен в том, что трудится ради страны. Когда в обществе, которое подвергается военной агрессии, свои же журналисты ведут подрывные действия, это выходит за грани морали.