Группа премьера Масимова получила кредит доверия от президента Назарбаева
Астана, 16 ноября, 2015, 12:56 — ИА Регнум. Внутриэлитная борьба в Казахстане получила новый импульс в октябре. Фоном для активизации конкуренции стала новая серия информационных атак на экономический блок правительства. В их фокусе оказались премьер-министр Карим Масимов, руководитель Администрации президента Нурлан Нигматулин, министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев и теперь уже экс-председатель Национального банка Кайрат Келимбетов. К числу наиболее резонансных событий октября можно отнести нижеследующие.
Встреча Президента и Премьер-министра по вопросам социально-экономического положения в стране
Информационное давление, оказываемое на Кабинет министров внутриэлитными конкурентами, побудило Нурсултана Назарбаева оказать поддержку Кариму Масимову. Встреча президента и премьера по вопросам социально-экономической ситуации в стране в содержательном плане была сфокусирована на внешнеэкономических причинах кризиса: падении цен на нефть и металлы, ухудшении доступа к инвестициям, замедлении темпов роста и рецессии у основных стран-партнеров. Таким образом, президент не поддержал критику текущего экономического курса правительства.
Тем самым группа Карима Масимова получила дополнительный кредит доверия со стороны президента на разработку и реализацию новых антикризисных мер. При этом президент уполномочил премьера на более жесткий контроль над расходованием трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан: запрет использования этих средств на строительство новых объектов, а также поддержку и субсидирование «плохо работающих» предприятий.
Акцентирование президентом внимания на обоснованности расходования бюджета гипотетически вводит в пространство конкуренции элит новый инструмент — в Казахстане не решена проблема анализа качества реализации государственных программ и стратегий развития. Старые программы генерируют появление новых, еще более масштабных программ без прохождения стадии критической оценки своей результативности.
Теперь у главы Кабмина появляется универсальный инструмент давления на министров, глав нацхолдингов и акимов (глав областных администраций, по «совместительству» являющихся неформальными лидерами конкурирующих внутриэлитных групп) — блокирование трансфертов из бюджета под предлогом неэффективности инвестируемых проектов.
Можно сделать вывод, что возможности Карима Масимова по удержанию за собой поста премьер-министра расширились — поручение президента по анализу сложившейся ситуации и разработке антикризисных мер обычно занимает 2−3 месяца, что вполне соответствует текущим внутриэлитным задачам главы правительства.
Отставка Кайрата Келимбетова с поста председателя Национального банка Республики Казахстан
Несмотря на то, что технически отставка произошла в первые дни ноября, принципиальное решение по кандидатуре Келимбетова принималось президентом в октябре. Как отмечалось в предыдущем обзоре, позиция, которую занимал Кайрат Келимбетов, в условиях кризиса может оказаться очень привлекательной для более влиятельных внутриэлитных игроков. В таких условиях у него практически не было шансов ее удержать.
Возможно, понимая это, руководство Нацбанка предприняло попытку игры на опережение, опубликовав список казахстанских банков второго уровня (БВУ), наиболее активно спекулировавших на паре доллар/тенге после введения свободного курса национальной валюты. Однако расчет на переключение социального раздражения на БВУ не сработал, но подтолкнул собственников этих банков к лоббированию отставки Келимбетова. Более того, давление на тенге сохранялось и на протяжении всего октября — под предлогом финансирования различных республиканских программ развития на поддержку нацвалюты было израсходовано 3,9 млрд долларов Национального фонда, что также могло быть использовано против экс-председателя Нацбанка.
Определенную интригу отставке Кайрата Келимбетова придает и тот факт, что буквально за неделю до этого он озвучил параметры перераспределения средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) на 2016 год. В рамках этих планов предполагалось направить 400 млрд тенге (около 1,4 млрд долларов) на финансирование бюджета, а 600 млрд тенге (приблизительно 2 млрд долларов) — на стимулирование экономики. Распределение средств ЕНПФ предполагается осуществить через национальные холдинги и банки, что в свете запрета президента использовать средства Национального фонда на строительство новых объектов существенно обостряет борьбу за возможность попасть в «список счастливчиков», претендующих на средства ЕНПФ.
Преемником Келимбетова стал Данияр Акишев, ранее занимавший позицию заведующего отделом социально-экономического мониторинга Администрации президента Казахстана. Несмотря на репутацию опытного финансиста, Акишев не входит в число политиков-тяжеловесов. А потому его возможности противостоять давлению ведущих внутриэлитных игроков, в том числе и по вопросу распределения средств ЕНПФ, минимальны.
Пока новый председатель Нацбанка не успел предпринять значимых шагов, что затрудняет его идентификацию с какой-либо из «топовых» элитных групп. Более полная картина аффилированности Акишева появится после первых 100 дней пребывания на новом посту.