Евразийская экономическая комиссия вынесла на публичное обсуждение проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», сообщает пресс-служба ЕЭК.

Проект техрегламента устанавливает требования к нефти «в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно её назначения и безопасности, обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения». Документ ограничивает содержание в нефти сероводорода, метил-, этилмеркаптанов и ряда других опасных химических соединений, а также определяет правила подтверждения соответствия нефти требованиям техрегламента ЕАЭС.

Прошедшее процедуры оценки соответствия сырьё подлежит маркировке единым знаком обращения продукции на рынке союза, который будет вноситься в паспорт на нефть. Техрегламент не распространяется на нефть, которая поставляется по госзаказу и за пределы ЕАЭС.

Техрегламент может быть введён в действие 1 марта 2017 года. Ответственным разработчиком проекта документа является Российская Федерация, точнее — Минэнерго. Уже поступили первые отзывы на проект документа от Казахстана и Белоруссии. Интересы официального Минска представляет госконцерн «Белнефтехим».

Возражения «Белнефтехима» касаются правил ценообразования, которые, по мнению госконцерна, должны исходить из того, что цена нефти на рынке ЕАЭС зависит от её качественных характеристик и «не может превышать цену нефти, рассчитанную на основании котировок международных ценовых агентств, за вычетом всех затрат, связанных с поставкой нефти за пределы таможенной территории ЕАЭС и вывозных таможенных пошлин». В свою очередь представители Казахстана заявили, что цена нефти должна определяться «на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции», что ближе к позиции Москвы.

Казахстан и Россия также возразили на предложение «Белнефтехима» зафиксировать в техрегаламенте необходимость унификации «качественных характеристик» нефти, что проблематично из-за затратности такого процесса даже в том случае, если бы критерии унификации были общепринятыми. Разногласия сторон проявились также в обсуждении инфраструктурных вопросов.

Как сообщало ИА REGNUM, добываемую в Белоруссии нефть постсоветская республика экспортирует в сыром виде в Германию, поэтому оба белорусских НПЗ работают на российской нефти, которая поставляется по «интеграционным» ценам в объёмах, почти в четыре раза превышающих внутренние потребности Белоруссии. Экспорт нефтепродуктов является главной статьёй белорусского экспорта. Накануне подписания договора о ЕАЭС официальный Минск добился уступок от России по поставкам углеводородов, а также подчеркнул свою заинтересованность в доступе к нефти Казахстана, для транспортировки которой предложено задействовать российские нефтепроводы.