В рамках празднования 170-летия Тбилисского государственного русского драматического театра имени Грибоедова 27 октября в столице Грузии начала работу двухдневная конференция на тему «Русский театр за рубежом. Проблемы и перспективы».

Участники состоявшегося в рамках конференции круглого стола «Русские театры зарубежья — вчера, сегодня, завтра. Проблемы театрального образования» поделились друг с другом теми проблемами, которые стоят перед их театрами в разных странах мира.

Проблемы, в основном, оказались общими и сходными: ограниченные возможности театрального образования на русском языке, нехватка финансирования, недостаточная поддержка русских театров зарубежья со стороны российского руководства и многие другие.

Как заявил на заседании руководитель Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус, перед его театром остро стоит проблема изучения русского языка, так как многие русские, и не только русские носители русского языка, уехали из страны.

«Язык и культура речи на сцена — для нас это основная проблема. Наш зритель в большинстве не понимает русского языка, и нам приходится ставить и играть спектакли на литовском. Начали мы со сказок», — сообщил Вайткус.

Его заявление вызвало недовольство части участников конференции, которые подчеркнули, что русский театр на то и русский, чтобы работать на русском языке, но другие гости конференции согласились с директором литовского театра, в том числе участница конференции из Дании, которая отметила, что и в ее стране русский театр ставит спектакли на государственном языке Дании, чтобы донести до местного зрителя произведения русской классики.

Выступавшие на конференции говорили о влиянии политики на культуру и театральную жизнь, и Йонас Вайткус подчеркнул, что отделять политику от культуры — неправильно, так как политика влияет на судьбы народа.

Интерес участников круглого стола вызвало выступление директора-распорядителя Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки из Киева Кирилла Кашликова.

Он выделил проблему режиссуры и отметил, что в его театре активно работают над тем, чтобы преподнести классику молодым зрителям и сделать ее понятной им. «Мы думаем, как сделать так, чтобы классика была интересна для молодого зрителя», — пояснил Кашликов.

Он не обошел вниманием и охватившее многие постсоветские страны стремление «идти к Европе» и строить деятельность театров в соответствии с этим направлением. «Думаю, что не надо вышибать фундамент из-под здания, которое не мы строили», — выразил свою позицию руководитель русского театра с Украины.

Директор Тбилисского театра имени Грибоедова Николай Свентицкий огласил коллегам выведенную им за годы работы в русском театре в Грузии формулу «как сделать так, чтобы тебя любили в городе».

«Русских в Грузии осталось очень мало, и 90% зрителей нашего театра сегодня — это этнические грузины. То же самое могут сказать русские театры Армении и Азербайджана. Для того, чтобы театр любили, он должен всегда стоять вместе с народом, на земле которого театр живет и работает», — пояснил Свентицкий.

Заместитель председателя Союза театральных деятелей России Дмитрий Мозговой рассказал о планах союза по поддержке русских театров зарубежья. В частности, о том, что в России начал функционировать Центр поддержки русских театров зарубежья. В то же время Мозговой отметил, что пока работа центра ведется бессистемно, и предложил вместе поработать над созданием правильной и логичной системы.

Он также ознакомил собравшихся с некоторыми итогами встречи председателя СТД, члена совета по культуре и искусству при президенте РФ Александра Калягина с президентом России Владимиром Путиным. По информации Мозгового, на этой встрече Калягин обсуждал и проблемы русских театров зарубежья, и президент пообещал поддержку и выделение финансирования для решения этих проблем. В частности, был одобрен проект режиссерско-постановочной группы, в рамках которого режиссеры из России будут ставить спектакли в странах Балтии и СНГ, а Россия будет оплачивать им проезд и работу. Еще один проект СТД называется «творческая командировка» и предусматривает участие молодых актеров из русских театров зарубежья в проводимых в России театральных фестивалях и других театральных мероприятиях.

Такой подход вызвал критику со стороны присутствующих, и директор театра имени Грибоедова Николай Свентицкий назвал его «имперским». «Это имперская позиция. Не лучше ли, чтобы наши режиссеры, а в русских театрах зарубежья немало хороших режиссеров, имели возможность поставить спектакли в других русских театрах. Россия же могла бы профинансировать работу наших режиссеров», — предложил Свентицкий.

Одним из блестящих проектов СТД он назвал «школу молодого актера», в рамках которой в этом году актеры тбилисского русского театра в течение нескольких недель проходили обучение в поселке Шекветили под руководством педагогов из Щукинского училища.

«Наши молодые актеры вернулись с этих курсов с горящими глазами. Они как бы заново осмыслили свою профессию», — сообщил Свентицкий.

В заключение первого дня конференции перед собравшимися выступила Мария Юрьева, координатор Международного фестиваля «Балтийский дом», которая рассказала о планах организаторов фестиваля и предложениях для русских театров зарубежья.