24 декабря в ходе презентации аналитических статей ведущих экономистов, вошедших в сборник "1000 лучших предприятий России" и посвященных исследованию макроэкономического фона работы российских предприятий, консультант Экономической экспертной группы Виктор Субботин, представил основные результаты выполненного им совместно с Евсеем Грувичем и Анной Васильевой исследования эффекта от реформирования налога на прибыль, которое рассматривается как один из важнейших моментов налоговой реформы в России.

Концепция реформирования налога на прибыль предполагала, с одной стороны, отмену большей части льгот, которыми налог оброс за годы своего существования, и с другой стороны, - снижение ставки налога, чтобы сгладить отрицательный эффект, который оказывало на инвестиции налогообложение прибыли, являющейся их результатом. Предполагалось, что налоговая нагрузка снизится, станет более равномерной, конкурентные условия выровняются, и это приведет к тому, что у предприятий останется больше свободных средств, которые они направят на инвестирование производства.

Введение в 2002 г. в действие 25 главы Налогового кодекса действительно привело к снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль и инвестиционные ресурсы предприятий несколько выросли, однако ожидаемого роста инвестиций не произошло. Более того, именно в 2002 году был отмечен их существенный спад.

"Авторы реформы, которые очень пеклись о нагрузке, совершенно не подумали о стимулах к инвестированию", - пояснил В.Субботин. Главной ошибкой он назвал отмену среди прочих льгот так называемой инвестиционной льготы. Снижение ставки налога не могло компенсировать потерь, которые предприятия понесли в результате отмены этой льготы. "В целом, как показывают наши расчеты, это привело к тому, что многие инвестиционные проекты, которые могли быть рентабельными в условиях 2001 года, в условиях налогообложения 2002 года стали нерентабельны. Этим мы и объясняем сдвиг всего графика инвестиций вниз, - сообщил В.Субботин. - Вообще правительство не совсем правильно рассматривает вопрос об инвестиционных ресурсах. В своей работе мы показали, что тесной связи между объемом инвестиционных ресурсов и объемом сделанных инвестиций нет. Таким образом, нужно думать не об инвестиционных ресурсах и не столько о налоговых ставках, сколько о стимулах к инвестированию. Это самый важный урок этой реформы".