Только в декабре 2003 г. по вине водителей автотранспорта произошло 19 ДТП, повлекших за собой тяжелейшие последствия, гибель людей.

Как уже сообщалось ранее, 24 декабря 2003 года в 17:35 по московскому времени на 4786 км перегона Тулун - Утай двухпутного электрифицированного участка Нижнеудинск - Зима в районе бывшей станции Котик (Иркутская область) водитель автомобиля КамАЗ с прицепом, груженным лесом, следовавший на высокой скорости, не справился с управлением и, не вписавшись в поворот, выехал с автотрассы на магистральные железнодорожные пути прямо перед идущим пассажирским поездом № 7 Владивосток - Новосибирск. Машинист применил экстренное торможение, но столкновения избежать не удалось ввиду крайне малого расстояния.

В результате ДТП электровоз и 9 пассажирских вагонов сошли с рельсов, движение в обоих направлениях прервано.

В поезде находилось около 300 человек (населенность поезда составляла около 50%). По предварительным данным, погибло 3 человека, 11 пострадавших (4 из них доставлены в центральную районную больницу города Тулун - 2 женщины, 1 мужчина и 1 ребенок).

Напомним, ранее, 6 ноября 2003 года, на охраняемом железнодорожном переезде 2473 км перегона Шаблыкино - Маслянская Тюменского отделения Свердловской железной дороги из-за столкновения автомобиля КамАЗ с прицепом (№ К759ВА 72 RUS) с 16-ым вагоном грузового поезда № 2430, следовавшего со скоростью 68 км/час, произошел сход с рельсов 9 вагонов.

В результате столкновения погиб водитель автомашины, сбито 4 опоры контактной сети.

Причиной дорожно-транспортного происшествия явилось грубое нарушение водителем КамАЗа Правил дорожного движения, который следовал по полосе встречного движения, объехал закрытый шлагбаум и выехал на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора.

9 ноября 2003 года на необслуживаемом переезде 11 км перегона Малорефтинская - Рефт Свердловской железной дороги в результате столкновения автомобиля КамАЗ со 2-м вагоном электропоезда № 6666 допущен сход с рельсов 5-ти головных пассажирских вагонов этого поезда.

В результате столкновения погиб водитель автомобиля КамАЗ Федоров, тяжело травмированы три пассажира электропоезда, четыре вагона повреждены до степени исключения из инвентаря.

В ходе расследования комиссией ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") с участием представителей МВД России установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя автомобиля, который в нарушение пункта 15 Правил дорожного движения выехал на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора.

Данные факты увеличивающихся ЧП на железнодорожных переездах, грубейшее нарушение водителями автотранспорта Правил дорожного движения не могут не вызвать озабоченность железнодорожников. Увеличивающееся количество дорожных происшествий требует экстренного принятия решительных мер к водителям автотранспорта и дорожной инспекции, усиления мер безопасности движения на железнодорожных переездах.

В этой связи ОАО "Российские железные дороги" намерено продолжить работу по закрытию особо опасных железнодорожных переездов. Так, в 2003 году вместо запланированных к закрытию 90 переездов в связи с увеличением случаев нарушения Правил дорожного движения ОАО "РЖД" закрыло 202 железнодорожных переезда.

В настоящее время на сети российских железных дорог работает 2 тыс. 846 железнодорожных переездов, из них 343 - на Московской железной дороге, 256 - на Октябрьской, 251 - на Горьковской, 250 - на Западно-Сибирской, 323 - на Забайкальской и т.д. Практически на каждом втором переезде постоянно находится дежурный.

Устройствами заграждения переездов (УЗП) оборудовано 508 переездов, из них 68 были установлены в нынешнем году. Стоимость каждого такого устройства составляет более 1 млн. рублей. Несмотря на достаточно высокую стоимость УЗП, компания "Российские железные дороги" ставит перед собой задачу максимального обеспечения безопасности на переездах. Так, на Восточно-Сибирской железной дороге, где 24 декабря произошло столкновение грузового автомобиля с поездом, из 74 переездов УЗП оборудованы 43.

Однако работники железной дороги в большинстве случаев просто не могут воспрепятствовать дорожно-транспортным происшествиям на переездах. В первую очередь это связано с несоблюдением элементарных правил дорожного движения водителями автотранспорта. В нынешнем году именно по этой причине были закрыты 202 переезда, хотя в плане на 2003 год было запланировано закрытие лишь 90 переездов. Для повышения безопасности на железных дорогах ОАО "РЖД" в нынешнем году были оборудованы резиновыми настилами 510 переездов, на всех участках устанавливается автоматизированная световая сигнализация и специальные светодиодные лампы (для лучшей видимости при неблагоприятных погодных условиях). Кроме того, 26 переездов оборудованы в этом году двойными шлагбаумами, 14 переездов -- прямой связью с ГИБДД, 87 переездов - радиосвязью.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ОАО "РЖД" всего в 2003 году ОАО "РЖД" отремонтировало 970 переездов.