Теперь понятно, как Смольный видит жизнь города в 2016 году.

Почти как в прошлом

Доходы — 432,6 млрд рублей, расходы — 483,2 млрд., дефицит — 50,6 млрд. В нынешнем году дефицит — почти 54 млрд., а доходы и расходы чуть меньше — 396,1 млрд. и 450 млрд рублей.

Инфляция прогнозируется в следующем году — 8,8 процента, то есть бюджет вырастет фактически на уровень инфляции. Это подтверждается ростом индекса промышленного производства — от 1,5 до 2%. Так что налоговым сверхдоходам взяться просто неоткуда.

«Оптимизма мало, — отметила в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM член бюджетно-финансового комитета городского парламента Ирина Иванова (КПРФ). — Некоторые статьи сокращены, кому-то добавили денег, у кого-то отняли. Пока не все понятно, будем глубже анализировать отдельные статьи».

Ирина Иванова уверена, что увеличивать показатели налога на доходы физических лиц (НДФЛ + 9% по сравнению с текущим годом) Смольный намерен за счет индексации зарплат, а доход по налогу на прибыль (+8%) за счет девальвации рубля. «Конечно, некоторые предприятия выиграют за счет девальвации. Но сколько продержится такая ситуация — никто не знает. Что будет в первом-втором квартале — непонятно, соответствено, какая будет собираемость налога дальше. — неясно», — отметила она.

Социально-ориентированные расходы остались в следующем году примерно на том же уровне, что и в 2015 году. Насколько это является показателем сбалансированности бюджета, член БФК пока сказать не берется.

В рамках госпрограмм, на финансирование которых идут 92% расходов:

— на образование предусмотрено потратить 103,1 млрд. рублей (94,1 млрд руб. в 2015 году);

— на транспорт — 92,9 млрд. рублей (82,1 млрд руб. в 2015 году);

— на здравоохранение — 74,9 млрд. рублей (72,2 в 2015 году);

— на социальную политику — 57,4 млрд. рублей (54,4 млрд в 2015);

— на обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга — 31,1 млрд. рублей (30,8 млрд в 2015);

— на культуру и туризм — 20 млрд. рублей (18,3 млрд в 2015 году);

— на развитие физической культуры и спорта — 15,1 млрд. руб. (16,5 млрд руб. в 2015 году).

«По каждой статье надо смотреть конкретику, — подчеркнула Иванова. — В медицине, например, мы понимаем, что высококвалифицированная помощь состоит из закупок оборудования и препаратов. В прошлом году было проведено 73 тыс. высококвалифицированных операций. Сколько будет проведено в этом и планируется в следующем непонятно».

Она обратила внимание, что «неплохо добавили денег местным администрациям». Связано ли это с исполнением «майских указов» по повышению зарплат бюджетникам, тоже неясно — надо детально разбираться с каждой цифрой, что и предстоит сделать во время обсуждения бюджета в депутатских комиссиях.

Адресная программа — чемпионату мира

На адресную инвестиционную программу (АИП) в 2016 году предусмотрено выделить 80 млрд руб. (74,3 млрд руб. в 2015 году).

Самые крупные траты связаны с подготовкой к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, другие проекты практически не видны. А большинство трат по подготовке к чемпионату связаны прежде всего со строительством дорог, мостов и развязок. Давно запланированные развязки в других частях города в бюджете — 2016 года не видны, также как и расширение кольцевой автодороги, строительство подземных переходов и т.д.

Крупные ассигнования предусмотрены для метрополитена: из 19,7 млрд. рублей 11,7 планируются на продолжение Невско-Василеостровской линии, включая станцию «Новокрестовскую», которая должна выводить болельщиков прямо к новому стадиону. По словам специалистов, после 2018 года острая необходимость в этой станции отпадет, а в аэропорт Пулково и «спальные» районы Петербурга по-прежнему будет невозможно добраться цивилизованным способом.

При этом размер госсубсидии в 2016 году на развитие электротранспорта — трамваи и троллейбусы — 4,9 млрд руб., на автобусы 6,6 млрд рублей.

Такой перекос в сторону метрополитена, хоть и обусловлен мундиалем, но не очень здоров, считает глава комиссии по транспортному комплексу в городском парламента Алексей Палин. «Как при коммунистах важнее всего была необходимость пятилетки, так сейчас никого не интересует ничего, кроме чемпионата. На подготовку тратятся огромные деньги регионального бюджета, хотя я считаю, что львиная доля денег должна быть федеральной. На Олимпиаду 2014 года в Сочи деньги собирали всем миром, а сейчас слишком много взваливают на регион, и приходится «латать дыры» в срочном порядке», — отметил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM парламентарий.

Исчезнет ли неравномерность распределения субсидий на виды транспорта после 2018 года — депутат не берется прогнозировать. «Все переходят на однолетний бюджет, поэтому даже невозможно говорить, что будет в 2017 году. К тому же, с января вступает в силу 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок»), согласно которому коммерческие перевозчики сами устанавливают стоимость проезда. Непонятно, что будет происходить и как регулироваться».

Тарифное распутье Смольного

Ну, а простых петербуржцев волнует не столько чемпионат мира по футболу, сколько возможное повышение цен на проезд на всех видах транспорта. Если летом на нулевых чтениях «транспортники» говорили о новой цене в 40 рублей за одну поездку на метро (сейчас 31 рубль) и 35 рублей за проезд в автобусе (сейчас 28 рублей), то теперь речь идет о 42 рублях за жетон метро и 40 рублях за поездку в наземном траснпорте. Тарифы по проездной карте «Подорожник» также могут увеличиться на 15−20%. Мотивация Смольного проста: повысим цены на проезд — уменьшим субсидию метрополитену и других транспортным предприятиям. За содержание метро и покупку новых автобусов пусть пассадиры платят сами.

Та же дилемма — субсидии или повышение тарифов — в энергетическом блоке. ГУП «ТЭК», которое занимает 40% рынка тепловой энергии в Петербурге, на «нулевых чтениях» просило компенсировать выпадающие расходы за 2014 год в размере 1,8 млрд руб. Смольный компенсировать убытки отказался. Летом предприятие грозило в случае отказа поднять тарифы на тепло для промышленности на 30% —напрямую на обычных потребителях это повышение не скажется (для населения максимальное повышение не должно превысить 9,5 процентов), но к взлету стоимости товаров и услуг приведет точно.

«Бюджет Петербурга — как у всех»

Формирование бюджета Петербурга — типично для регионов, считает директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, сокращение расходов — это общая тенденция, которая появилась после 2013 года. «В течение года регионы придерживаются более консервативных подходов к планированию бюджета. Если можно не финансировать какую-то статью, то ее стараются не финансировать. Только к концу года, когда становится понятно, сколько есть денег, финансирование могут начать. Естественно, это приводит к перекосу исполнения бюджета на конец года», — заявил эксперт корреспонденту ИА REGNUM. Он добавил, что «ни у кого (из регионов) нет резервов, никто не может сказать «Сейчас мы пересидим, а потом все будет нормально». На мой взгляд, регионы постепенно переходят в режим существования на текущем уровне. То есть для них сейчас текущая ситуация — не кризис, а естественный уровень. Это уже не форс-мажор, а правда жизни».