«Стратегические цели Китая и России в Киргизии совпадают. Обоим государствам нужна стабильность», — заявил ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Константин Сыроежкин в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Действительно ли проект «Транстихоокеанского партнерства» подтолкнет Китай к скорейшей реализации своего экономического проекта?

Я не думаю, что Китай будет спешить. Проект «Транстихоокеанского партнерства» и «Экономический пояс Великого Шелкового пути» между собой не связаны. Скорее можно говорить о проекте «Морской Шелковый путь 21 века». Однако и этот проект больше касается государств, расположенных в акватории Индийского океана и Атлантики.

Кроме того, проект «Транстихоокеанского партнерства» должен пройти процесс ратификации. Возможно, некоторые страны-подписанты поймут все «прелести» подписанного соглашения и одумаются.

ИА REGNUM: Как в этой связи возможно сопряжение Евразийского экономического союза и «Нового Шелкового пути»?

«Транстихоокеанское партнерство» никак не связано ни с «Шелковым путем», ни тем более с ЕАЭС. Что касается поиска точек сопряжения Евразийского альянса и «Экономического пояса Великого Шелкового пути», то такие точки есть, и работа по конкретным проектам активно ведется. Во всяком случае, в Казахстане.

ИА REGNUM: Через какие проекты будет проходить это сопряжение?

Прежде всего, это, конечно, транспортно-логистические проекты. В наличии этой инфраструктуры одинаково заинтересованы и члены ЕАЭС, и Китай. Второе — упрощение таможенных и иных процедур для увеличения товарооборота. Третье — унификация тарифной политики и транспортно-логистических услуг. Четвертое — расширение торговли в национальных валютах. Пятое — водно-энергетические проекты. Шестое — создание совместных предприятий в несырьевых секторах экономики. Список можно продолжить, но, думаю, перечисленного достаточно для понимания.

ИА REGNUM: В своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали, что Центральная Азия является «сырьевым придатком Китая». Есть ли какая-то альтернатива этому сценарию?

В сегодняшних условиях все государства Центральной Азии, да и Россия, являются сырьевым придатком Китая. И в ближайшей перспективе альтернативы этому я не вижу. Тем более, что значимость Китая для экономик наших государств и нас для экономики Китая несопоставима.

Китай никогда не рассматривал государства нашего региона в качестве потенциальной части своей экономики. Мы для Китая являемся источниками сырья и транзитными территориями. Не более того.

ИА REGNUM: Может ли кто-то кроме Китая стать «спонсором» для Киргизии?

На китайскую кредитную «иглу» «подсели» все государства нашего региона. Причина банальна — кроме Китая, других серьезных инвесторов сегодня просто нет. Кое-что пытается инвестировать Россия, но ее возможности несопоставимы с возможностями КНР. По моим данным, «пальму первенства» в этом вопросе занимает Таджикистан.

ИА REGNUM: Каковы стратегические намерения Китая относительно Киргизии?

Во-первых, так же, как и России, безусловно, Китаю важна стабильность. Деньги любят тишину и понятные правила игры. Во-вторых, это ресурсы — электроэнергия, золото, уран, редкоземельные металлы и так далее. В-третьих, транзит китайских товаров — Киргизия на сегодняшний день является перевалочной базой китайских товаров в Центральной Азии, и это ее положение, полагаю, сохранится. Наконец, возможен вынос некоторых китайских предприятий на территорию Киргизии, но это — отдаленная перспектива.

ИА REGNUM напоминает, что проект «Транстихоокеанское партнерство» — это планируемая к созданию международная торгово-экономическая организация, целью которой является появление зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Данная структура является продолжением политики властей США по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной и созданию экономического блока, способного противодействовать растущему влиянию Китая и России. Проект «Экономический пояс Великого Шелкового пути» (также «Новый Шелковый путь») — инициатива властей Китая по созданию транспортного, энергетического и торгово-экономического коридора между странами Азии и Европы. Китайская сторона планирует потратить на реализацию данного проекта около $40 млрд (порядка 2 трлн 512,5 млрд рублей).