Полиция безопасности Латвии (ПБ) передала в прокуратуру Курземского судебного округа материалы уголовного дела для начала уголовного преследования гражданина Латвии, известного русского правозащитника Иллариона Гирса в связи со статьей, опубликованной в ноябре 2014 года на его личном сайте illarion. lv, сообщили в ПБ, пишет портал Delfi.lv.

ПБ поясняет, что уголовное преследование Гирса начато в связи с совершением преступного деяния, за которое предусмотрено наказание в соответствии со статьей Уголовного закона о разжигании межнациональной, этнической, расовой и религиозной вражды путем использования автоматизированных систем передачи данных.

Этот уголовный процесс был начат в ноябре 2014 года в связи с якобы публичным прославлением и оправданием осуществлявшихся Советским Союзом геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений против Латвийской Республики и ее жителей и грубого уничижения государственного символа.

Как сообщало ИА REGNUMранее, Полиция безопасности Латвии завела против Гирса уголовное дело по ст. 74.1 Уголовного закона ЛР за отрицание утверждения о геноциде латышей при советской власти и положительную оценку советского периода в истории Латвии.

Официальная позиция Латвии относительно её советского периода заключается во мнении, что включение и пребывание Латвии в составе СССР было преступной оккупацией, при которой латышский народ был подвергнут геноциду. Русский язык является родным для 37,2% населения Латвии, большинство этого русского населения советский период Латвии оценивает положительно, не все из них согласны с политикой правительства. В целях борьбы с таким инакомыслием парламент Латвии в мае 2014 года принял поправки к Уголовному закону, предусмотрев, по сути, уголовную ответственность за публичное противоречие официальной оценке истории советского периода.

Ещё до принятия поправок, на стадии их разработки лидеры латвийского общественно-политического товарищества «Русская Заря» Евгений Осипов и Илларион Гирс распространили в СМИ заявление, в котором говорилось следующее: «Это очередная попытка пересмотра итогов Второй мировой войны, которой правящий в Латвии режим латышской этнократии пытается утвердить в умах, что-то была война двух зол, нацистской Германии и СССР, параллельно чему культивируется мнение, что из двух этих зол СССР отнюдь не был меньшим».

Осипов и Гирс предупреждали, что руководимое ими товарищество встретит вступление в силу этих поправок акциями гражданского неповиновения, чтобы личным примером побудить людей не отступать от своих взглядов, несмотря на угрозу репрессий. О развитии ситуации они заявляли следующее: «Мы поставим власть перед выбором между отказом от уголовного преследования за свободу совести и появлением в стране узников совести. Для целей нашей борьбы любой из вариантов имеет свои плюсы, для латышских же этнократов любой из вариантов будет означать поражение».

Первым в этом гражданском неповиновении оказался Илларион Гирс, опубликовав статью под заголовком «Гражданским неповиновением по неонацлатышской догме», сознательно включив в неё и следующее, ныне, возможно, преступное в Латвии, утверждение: «Я публично отрицаю верность утверждений, что будто бы в Латвии когда-либо был геноцид латышей со стороны советской власти, а также отрицаю я и верность утверждений, будто бы вступление и пребывание Латвии в СССР было некой преступной оккупацией, и оправдывающе утверждаю, что вхождение Латвии в СССР было правомерным спасением большинства латвийского народа от пронацистской диктатуры латышского этнократа Карлиса Ульманиса. Годы пребывания Латвии в составе СССР с позиции благополучия и процветания большинства были наилучшими для народа Латвии, в том числе и для латышей, пик развития культуры которых пришёлся именно на Советскую эпоху — да, я прославляю вхождение и пребывание Латвии в составе СССР, с позиции общих интересов большинства многонационального народа Латвии, оно того стоило».

Опубликовав упомянутую статью, Гирс самостоятельно написал на себя заявление под названием «Явка с безвинной» в Генпрокуратуру Латвийской Республики, которая, в свою очередь, передала его к рассмотрению в Полицию безопасности.