Официальная дата открытия здания, получившего пока неформальное название Дом милосердия, — 1 января 2016 года, но имена первых 12 его обитателей уже известны: это пожилые люди, которые лежат в больницах, но обслуживать себя уже не могут, и помочь некому. Из городских больниц их переведут в этот дом, из системы здравоохранения в социальную сферу.

«Поклонногорцы» плюс…

«Коэффициент полезного действия очевиден — освобождаем медицинские койки, — объяснил корреспонденту ИА REGNUM председатель петербургского комитета по социальной защите Александр Ржаненков.

Новый дом строится рядом с домом-интернатом № 1 на Поклонной горе, в котором живут старики и инвалиды, — на этой базе и будет создано новое учреждение. Аналоги есть в других регионах России, но рассчитаны они на 15—20 мест и работают внутри системы здравоохранения.

«Места предназначены для временного (на 21 день) и постоянного проживания пожилых людей — мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет и инвалидов I и II групп с сосудистыми заболеваниями головного мозга и последствиями перенесенного инсульта, находящихся на постоянном постельном режиме, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении», — рассказала о будущем контингенте начальник управления по координации деятельности подведомственных учреждений городского комитета по социальной политике Наталья Наумова. — 21 день здесь будут находиться те, кого есть, кому забрать…» Но у многих просто нет родственников, а у некоторых и домов.

Чиновники обещают, что обитателям Дома милосердия будет предоставлено также психологическое и правовое сопровождение. Комнаты в новом доме рассчитаны на двоих. Срок ввода здания в эксплуатацию — 15 декабря.

О работе учреждения и правилах приема в него можно узнать, обратившись в комплексный центр социального обслуживания населения или отдел социальной защиты населения Калининского района Санкт-Петербурга.

История вопроса

Впервые о необходимости специализированного, «сестринского» ухода не на дому, а в специальных учреждениях в Санкт-Петербурге задумались в середине 1990-х годов, когда резко увеличилось число брошенных стариков и бомжей — городских и пришлых бездомных. Из больниц их выписывать было некуда. Нередко о таких пациентах «забывали» родственники, которых медики прозвали «родственными террористами». Такие «дети» и «внуки» пристраивали бабушек — дедушек в обычные больницы и исчезали вместе с документами, а зачастую и ордерами на квартиры.

Тогда на базе закрывшейся больницы скорой помощи № 29 на Петроградской стороне создали больницу сестринского ухода. Позже ее перевели на правах отделения в больницу № 8, с чего и началась история сестринского ухода в городе.

Распоряжение правительства Петербурга о создании в городе одной из первых в России службы сестринского ухода появилось в 2001 году. Тогда же был разработан регламент её работы. В 2014 году в разных стационарах города насчитывалось 322 койки сестринского ухода.

Цена и очередь

Стоимость пребывания в будущем Доме милосердия будет равна сумме, причитающейся с обитателя любого из домов-интернатов соцзащиты для «не лежачих» пожилых людей и инвалидов 75% от среднедушевого дохода гражданина (для одинокого человека, пенсия которого, например, равна 10 тыс. рублей, — это 7500 руб. в месяц). В больницах за подобный сестринский уход приходится платить в два, а то и три раза больше.

Как свидетельствуют данные петербургского комитета по здравоохранению, в течение многих лет очередь на госпитализацию в сестринские отделения городских клиник составляет от 200 до 300 человек. Осенью и зимой она увеличивается.

Когда срок пребывание больного на такой койке заканчивался, а идти ему было некуда, его старались перевести в учреждение социальной защиты. «Возраст заложен в генах человека и может ровняться 120 годам. Нам до этого «расти и расти», но продолжительность жизни все-таки увеличилась, и средний возраст обитателей наших домов-интернатов — примерно 70 лет. Эти люди могут сами себя обслуживать, и дай Бог им здоровья, но очередь движется медленно», — прокомментировал Александр Ржаненков.

По данным петербургской Информационно-аналитической службы, из 1 млн 294 тыс. пенсионеров около 30% — одинокие. Если они станут «лежачими», понадобится сестра-сиделка или место в Доме милосердия.

Как удержать кадры?

«Дефицит среднего и младшего персонала в здравоохранении — «притча во языцех», а в социальной сфере — «притча» с более давней и трудной историей, — пояснила Наталья Наумова. — Сегодня зарплату медсестер обеих сфер уравняли до 35 тысяч рублей, и всё равно не слишком высок престиж профессии, есть все шансы устроиться на более денежную и не такую тяжелую работу в частный медицинский сектор — люди уходят».

По мнению специалистов, чтобы удержать кадры, надо решать вопрос о премиях и преференциях — например, о предоставлении служебного жилья. Ориентироваться можно на лучшие примеры: говорят, в некоторых странах сёстры милосердия нередко становятся «королевами красоты», так как обязательное условие участия в национальном престижном конкурсе — хотя бы небольшой, но стаж социального служения.

Евгения Дылева.