В Сочи обсудили проблемы кредитования российского бизнеса
Сочи, Краснодарский край, 3 октября, 2015, 10:22 — ИА Регнум. С какими барьерами сталкиваются предприниматели, обращаясь за финансированием в институты развития и банки с государственным участием, и как решить проблему кредитования бизнеса в России — стали ключевыми темами прошедшего сегодня в рамках Международного инвестиционного форума Сочи — 2015 круглого стола с участием Артема Аветисяна, председателя всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров», директора направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив, Александра Бравермана, только что назначенного главой Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, а также представителей власти, банковского сектора, предпринимательского и экспертного сообществ.
За последнее время государство приняло комплекс мер, нацеленных на стабилизацию финансовой системы и поддержку МСП, включая докапитализацию крупнейших банков, снижение ключевой ставки ЦБ, а также расширение гарантийных механизмов и программы поддержки бизнеса. Однако, как показывают проведенные российскими предпринимателями «контрольные закупки», бизнес сталкивается с проблемами кредитования, связанными с недостатком долгосрочных ресурсов, жесткими требованиями по обеспечению и длительностью процедур.
По мнению Александра Бравермана, сейчас инструменты поддержки при своем многообразии носят разрозненный характер. С одной стороны, действует Агентство кредитных гарантий с 50-миллиардным портфелем, с другой — «МСП-Банк» с капитализацией в 30 миллиардов рублей. Они действуют разрозненно, в то время как предпринимателя интересует конечный результат — финансирование. Кроме того, по словам главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, важную роль играет доступ МСП к закупкам госкомпаний. Этот рынок оценивается порядка 25−30 миллиардов долларов в год — и это только для МСП при выполнении законодательно одобренных квот. «Вот где основные деньги», — подчеркнул господин Браверман. Кроме того, необходимо усилить и информационно-маркетинговую работу — так, на сайте каждого субъекта РФ должна быть карта, показывающая платежеспособный спрос в данном регионе на развитие отдельных бизнес-отраслей.
Николай Подгузов отметил, что Центробанку необходимо смягчать денежно-кредитную политику — чтобы банкам было выгодно давать кредиты бизнесу. Кроме того, необходимо развивать новые инструменты, в частности, ввести секьюритизацию, которая позволяет легче рефинансировать пулы однородных кредитов и привлечь внимание инвесторов к кредитованию МСП. Дмитрий Олюнин, председатель правления «Росбанка», отметил, что заинтересованность в выдаче кредитов обоюдная. «Банку так же, как и бизнесу, выгодно, чтобы ставки были невысокими», — подчеркнул председатель правления «Промсвязьбанка» Артем Констандян.
Артем Аветисян отметил, что проблема доступа малого и среднего бизнеса к кредитам стоит настолько остро, что уже требует создания отдельной «дорожной карты» — по примеру других планов мероприятий, ранее разработанных на площадке Агентства стратегических инициатив, и успешно реализуемых в таких важных для развития бизнеса сферах, как регистрация предприятий и прав собственности, налоговое администрирование и т.д.
«7 октября мы запускаем Национальную предпринимательскую инициативу 2.0. У нас есть уже успешные примеры других карт, и тему доступа МСП к кредитным ресурсам нужно также сделать в виде отдельной «дорожной карты», — подчеркнул Артем Аветисян.