Потенциал региональной прессы, особенно районных и городских газет, общий разовый тираж которых составляет около 30 млн. экз., недооценивается ни бизнесом, ни политиками. Об этом, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM в пресс-службе Минпечати, сообщил заместитель министра печати Владимир Григорьев в своем выступлении на прошедшей в Москве конференции региональных журналистов.

По словам В. Григорьева, тому есть много причин. Одна из них - распределение рекламных бюджетов. Ежегодный рост рекламного медийного рынка составляет 25-30% но согласно анализу Минпечати, региональный рынок не получает достойной доли этого "пирога". Рекламодателям необходима тиражная прозрачность; отсюда вопрос тиражных комиссий, отсюда вопрос создания так называемых сейлс-хаузов - компаний, профессионально продающих рекламу, вопрос получения рекламных бюджетов региональными изданиями и другие. "Думаю, что эти проблемы будут занимать умы и министерства, и менеджеров медиа-бизнеса, - отметил замминистра.

Он также добавил, что телевидение столкнулось с той же проблемой в 1995-1996 гг., когда каждая телепрограмма самостоятельно искала спонсоров и рекламодателей, тем самым нарушая все рыночные каноны и когда на выходе канал получал реально меньше, чем мог бы получить. Телевидение и радио с этой проблемой в принципе справились и наступает время, когда сообщество издателей печатных СМИ тоже должно всерьез заняться этой проблемой. Минпечати, в свою очередь, должно выступить в качестве координатора. В настоящее время заканчивается очередной период льгот для средств массовой информации, и органы налогообложения стремятся наложить на СМИ точно такой же НДС, как и на остальные отрасли. В связи с этим Минпечати начало проработку возможности дифференцирования печатных СМИ - глянцевых журналов с одной стороны и газет и книг - с другой стороны.

"Нам следует двигаться по западной модели, когда НДС для книг и газет составляет порядка 5-6%, - отметил В. Григорьев. - Для этого нам потребуется поддержка общественных организаций, поддержка всех присутствующих для того, чтобы такая позиция по индустрии стала внятной и понятной для правительства, для нового парламента. Думаю, что есть все возможности, чтобы отстоять льготный НДС, хотя, повторяю, это потребует немалых усилий и со стороны министерства, и со стороны общественных организаций".

Замминистра привел ряд цифр, характеризующих положение в отрасли. Российский рынок прессы в последние 4 года развивается довольно динамично, динамичнее других рынков. По сравнению с 2000 годом число печатных СМИ увеличилось на 15 тыс. Сегодня в России - 42 тыс. зарегистрированных печатных изданий. Опережающими темпами при этом растет рынок журналов - их количество увеличилось на 5,5 тыс. Важная проблема рынка сегодня заключается в том, что рост числа печатных изданий - газет, книг, журналов - не сопровождается ростом тиражей. 2003 год полностью повторяет показатели 2002 года и общий тираж газет в этом году составляет порядка 8,5 млрд экземпляров, журналов - 570 миллионов. А ведь СМИ - очень перспективный рекламоноситель, подчеркнул В. Григорьев, и надо структурировать его и сделать наиболее привлекательным для рекламодателя. В прошлом году печатные СМИ заработали 590 млн. долларов рекламных средств; 380 из них - газеты, 200 с небольшим - журналы. При этом доход телевизионного рекламного рынка только по федеральным каналам составит 1 млрд. долларов. Объем продаж российской периодики в этом году оценивается в 1.5 млрд. долларов; при этом алгоритм подписки и розницы показывает постоянный рост продаж в пользу розницы, что связано и с неэффективностью работы почты, и с влиянием на рынок так называемых глянцевых журналов. Обычно лишь около 5-7% журналов идет через подписку, а остальные реализуются в розницу. Так идет развитие рынка в Соединенных Штатах Америки, так, вероятно, пойдет дело и в России, считает замминистра по делам печати.

В следующем году Минпечати намерено продолжать практику направления заявок в Государственную Думу на выделение средств для поддержки районных и городских газет. А на 2004 год такие средства выделены в размере около 220 млн. рублей. Это финансирование осуществляется напрямую, средства направляются конкретным изданиям непосредственно, минуя органы местной власти. В этом тоже заключается политика государства, которая позволяет избежать зависимости СМИ от местных властей.

"Следует признать, что в настоящее время рынок продаж прессы несовершенен, зачастую хаотичен и во многих регионах отмечается превалирование серого и черного бизнеса, - отметил В. Григорьев. - И здесь необходимо решение важной институциональной проблемы - ведения работы по договорам комиссии. Это наиболее перспективная форма сотрудничества между издателями и распространителями, и в настоящий момент очень важным элементом развития российского газетного и книжного рынка является создание общенациональных федеральных сетей распространения". Он сообщил, что Минпечати также решает вопрос о системе подписки, которая сейчас переживает не лучшие времена. Сегодня в стране на тысячу жителей приходится в среднем 217 подписных экземпляров. Причем, если в Татарстане на тысячу жителей таких подписных изданий - 530 экземпляров, то в Москве - девяносто девять. Для сравнения: в 1990 году в стране на тысячу жителей приходилось порядка тысячи пятисот газет и журналов.

Министерство ведет диалог с российской почтой, и вырабатывает алгоритм того, как в дальнейшем будет развиваться система подписки по стране в целом. Это будет единый подход, единые рыночные условия для всех издателей, все будет связано с удаленностью региона и весом печатного издания. Цены, взимаемые за этот продукт, должны субсидироваться из государственного бюджета. Существует также необходимость выстраивания вертикали подчиненности почтовых служб, так как на рынке существуют в настоящий момент восемьдесят девять почтовых структур, которые не всегда выполняют рекомендации, поступающие из центра. То же самое было и с телевизионными компаниями: одно время местные ГТРК были независимы от центра, и только в 1998 году удалось отстроить вертикальную систему подчиненности. Минпечати рассчитывает, что же самое, как мы надеемся, будет и с почтовой системой к марту-апрелю будущего года. Это будет серьезно способствовать нормальному развитию подписки и в целом - структуризации и совершенствованию российского рынка масс-медиа, заключил В. Григорьев.