Русофобия является проблемой не только Запада и постсоветских республик, но и самой России, ощущающей на себе негативные последствия искаженного представления о себе в ближнем и дальнем зарубежье. Об этом шла речь в ходе состоявшейся 25−26 сентября в Москве международной конференции «Русофобия и информационная война против России», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

doodoo.ru
Гаргулья

В ходе конференции выступило около сотни докладчиков, представлявших около десятка европейских стран, в том числе стран Евросоюза. Не обошли вниманием международный форум по одной из самых актуальных проблем российские парламентарии из обеих палат Федерального собрания.

Депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Александр Ющенко обратил внимание на то, что антисоветизм выступает как составная часть русофобии. «Русофобия и антисоветизм ползут из всех щелей», — возмутился он. Как итог — национальное предательство, развал страны и гражданская война, что можно наглядно видеть на примере Украины, указал депутат.

Его коллега из фракции «Справедливая Россия» Алексей Казаков привёл примеры сочетания русофобии и антисоветизма в современном российском кинематографе, указав на известные художественные и документальные фильмы. Он также отметил важность обретения государственной идеологии, подчеркнув: «Страна без государственной идеологии — это как человек без мнения».

Директор международных программ Фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов сделал доклад на тему «Духовные истоки русофобии». Он предложил ввести в широкий дискурс трактовку русофобии как явление одного порядка с антисемитизмом и исламофобией, а геноцида русских — как не меньшей трагедии, чем геноцид армян.

Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Роман Силантьев обрушился с критикой на политику властей Татарстана, назвав её «шаймиевщиной». Он отметил: «Учебники, которые издаются в Татарстане, — они не менее русофобские, чем на Украине. Русофобские, антироссийские».

Директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкийв своём выступлении констатировал: нынешний конфликт России с Западом произошел не из-за Крыма и Донбасса — это предлог, а причины — гораздо глубже, т.к. стратегической целью противника является «ослабление и уничтожение российского государства». Поэтому недруги России пытаются «культивировать ненависть ко всем русскому, к русскому народу».

Обозреватель российского аналитического портала RuBaltic.Ru Александр Носович презентовал аналитический доклад «Анатомия «европейского выбора»: НКО Польши и Прибалтики в Республике Беларусь». По мнению докладчика, для Польши и постсоветских республик Прибалтики «русофобия — нечто большее, это их национальная идея».

«Чем более отсталая страна, тем выше уровень русофобии», — констатировал Носович.

Обстоятельный доклад на тему «Роль экспертного сообщества Украины и Беларуси в антироссийской пропаганде» представил замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. Он констатировал: «Лукашенковские эксперты перешли к жесткой критике России».

Особое внимание Суздальцев обратил на деятельность официальных и провластных структур в проходящей сейчас масштабной кампании критики размещения российской военной авиабазы в Белоруссии. Эксперт отметил также солидарность с киевской хунтой, которую выказывают как власти Белоруссии, так и русофобствующая прозападная оппозиция.

«Лукашенко полностью обеспечивает «АТО» дизтопливом и развединформацией», — заявил Суздальцев. Он отметил также «раболепное восприятие США и Запада в целом» политологами постсоветской республики, являющейся частью Союзного государства, ОДКБ и других интеграционных структур.

Председатель Координационного совета соотечественников во Франции, один из соучредителей Союза русофонов Франции Дмитрий де Кошко в своём выступлении отметил, что украинский кризис стал поводом для распространении «русофобии без всякого прикрытия». Как потомок белоэмигрантов («первой волны»), он отметил, что «русофобская пропаганда ранее прикрывалась антисоветизмом», а ныне и этот предлог не используется.

«Во Франции агрессивная русофобия проявляется в основном в СМИ, в части политической касты, полуинтеллигенции крупных городов, находится под влиянием «гуру», — сказал де Кошко. Указанные им «гуру», в свою очередь, находятся под влиянием «неоконов» США.

«Во французском обществе отношение к русским неплохое и часто хорошее», — отметил он.

«Что было бы, если бы в Одессе сожгли американцев, а в Беслане убили немецких детей?», — задался он вопросом, размышляя над игнорированием западными СМИ убийств в Донбассе.

«Россия после «перестройки» сделала всё, чтобы понравиться Западу», — констатировал он. По мнению де Кошко, следует создать институт, специализируемый на исследовании феномена и проявлений русофобии.

На русофобских мифах, зачастую грандиозных по своей нелепости, акцентировали своё внимание журналисты Фредерик Селло (Франция) и Ги Меттан (Швейцария). Селло обратил внимание на то, что французская школа «советологов» после разрушения СССР перепрофилировалась в русофобов и, таким образом, решила свои сугубо меркантильные проблемы — сохранила рабочие места и зарплаты.

Селло привёл примеры того, как против России во Франции работают сотрудники российских изданий. Он подверг критике низкую квалификацию кадров в «Спутник-Франция» (МИА «Россия Сегодня») и др. Докладчик подчеркнул: «Недопустимо, чтобы деньги российских налогоплательщиков служили для того, чтобы институт защиты правды стал оружием против россии и всех русских людей».

О необходимости прекратить практику русофобской деятельности с использованием российской франшизы заявил главный редактор белорусского журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко, выступивший с докладом на тему «Русофобия в СМИ Белоруссии». Он привёл ряд примеров того, как белорусские редакции «российских» СМИ проводят откровенно русофобскую пропаганду и выказывают солидарность с политическими организациями русофобствующей прозападной оппозиции. Шиптенко обратил также внимание на созданные властями Белоруссии gongo, которые участвуют в информационных войнах с Россией и сейчас обеспечивают антироссийскую кампанию по дискредитации идеи размещения в постсоветской республике базы ВВС РФ. Он также не согласился с Андреем Суздальцевым, заявив, что российские СМИ в Белоруссии практически не представлены и заменены на местные суррогаты, работающие по российской франшизе.

Другие белорусские докладчики остановились на проблемах неонацизма в молодёжной среде (Андрей Геращенко), ревизионизма в официальной историографии (Николай Малишевский) и т.д. В целом тема русофобии в Белоруссии звучала весьма артикулированно и, наверное, впервые так ясно и жестко на международных площадках.

О недостаточном противодействии русофобской пропаганды, исходящей как от Запада, так и от субъектов в постсоветских республиках, говорили историк и политолог Владимир Корнилов (Донецкая Народная Республика), профессор Таврического университета им. Вернадского и член Общественной палаты Республики Крым Андрей Никифоров, директор компании Research and Branding Group социолог Евгений Копатько и др.

Польский журналист Мачей Вишневски рассказал о проявлениях русофобии в Польше, констатировав: «Польское общество — жертва русофобской пропаганды».

«От русофобии прививки нет. Но можно усилить иммунитет», — считает польский журналист. По его мнению, взаимопонимание приходит через общение и тем большая опасности исходит от тех, кто пытается административными мерами задушить свободу слова и нарушить народную дипломатию.

Обстоятельный и яркий доклад о русофобии в Молдавии представил депутат молдавского парламента от Соцпартии Богдан Цырдя. Он привёл примеры русофобии молдавских властей и «евроориентированных» правых партий, сочетания русофобии и элементарного невежества у молдавских «докторов наук, профессуры» и поступающих защитникам русского языка и прав человека прямых угроз физической расправы.

О русофобии в Прибалтике представил доклад лидер эстонского общественного объединения «Ночной Дозор» Дмитрий Линтер. Он акцентировал внимание на цели, которую преследуют русофобы при уничтожении памятников. На самом деле, считает Линтер, уничтожаются символы и ценности, которые связывают поколения. Одновременно с уничтожением памятников и старых мифов происходит создание новых, на русофобской основе.