Нижний Новгород представил петербуржцам проект внедрения современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра, к которому сам Петербург пока не очень приобщился. Абсолютному большинству семей приходится справляться с проблемами самостоятельно — дети остаются за рамками образовательной системы. Родные детей с аутизмом и эксперты помогли выяснить корреспонденту ИА REGNUM , как изменить ситуацию, что предпринять для того чтобы помочь «солнечным» детям найти точки соприкосновения с окружающим миром.

Игра в четыре руки

Заниматься в детской музыкальной школе Яромир начал два года назад, в одиннадцать лет, и сегодня уроки музыки для него — лучший способ общения с миром. Мама мальчика Наталья знает, как трудно даются первые шаги за пределы внутреннего мира.

«Дети с такими же, как у сына проблемами, чаще всего не умеют ездить на велосипеде, это связано с особенностями моторики. Им трудно левой и правой руками одновременно выполнять разные задачи, и, казалось бы, игра на фортепиано вообще исключена, — объясняет она. — Но, к счастью, так сложилось, что сына приняли в музыкальную школу, и сейчас играть на фортепиано ему не просто нравится — он научился исполнять произведения, входящие в непростую программу пятого класса».

Как правило, ребенка с аутизмом не близкие окружающие воспринимают, как невоспитанного, демонстрирующего неадекватное поведение. Такие дети «свободны» от социума, мало или вовсе не реагируют на происходящее вокруг, почти не вступают в общение с внешним миром. Но, безусловно, имеет значение, кто и как общается сними.

В данном случае, общий язык с мальчиком с первых же уроков музыки (а они занимаются два раза в неделю) педагог Вероника Владимировна Клименко. «Если она видит, что Ярик устал, тут же предлагает «паузу» — минуты отдыха. Если чувствует малейшие перепады настроения ученика, вовремя скажет доброе слово, предложит печенье или конфету, — рассказывает Наталья. — Чтобы лучше почувствовал, понял характер музыки, советует послушать и представить того, кого она напоминает, тяжеловеса-медведя или лёгкую пушинку».

Память у Яромира отличная, но стоит что-нибудь выучить-освоить, как ему становится скучно, и задача педагога — снова заинтересовать, вовлечь в процесс обучения. Такой подход использует любой профессионал, работающий с детьми, но для этого мальчика он особенно важен.

Аутизм — не болезнь

Система обучения в музыкальных школах построена таким образом, что результативность оцентвается по выступлениям детей, их участию, а концертах. А это для Ярика исключено — выступать он не может, во время исполнения может сбиться и начать сначала. Но время от времени Вероника Владимировна приглашает Наталью на персональные концерты сына.

Специалисты говорят о таких занятих, как о терапии. Но мама ребенка и учитель музыки уверены, что для него это нечто большее. Они точно знают (да и любой специалист подтвердит), что аутизм — не болезнь, а некое параллельное пространство в котором ребенок прячется, как в раковине.

«Помню, как, анализируя результаты медицинских обследований, медики говорили: шизофрения или гениальность. Я — оптимист, и услышала не «шизофрения», а «гениальность». Специалисты говорят, что «осколочек гениальности» есть в таких детях, как мой Ярик. Часто слышу о страхах родителей, связанных с тем, что окружающий мир может быть агрессивным, и нам особенно повезло: рядом с моим сыном — добрые, понимающие люди», — рассказала Наталья, и добавила: «Никакого секрета способностях Ярика нет. Надо просто любить ребенка и приложить максимум усилий для того, чтобы он услышал, понял, узнал».

Учитель музыки Яромира придерживается того же мнения: если ты понимаешь и любишь ребенка, есть все шансы рассчитывать на то, что он откликнется. Она уверена в том, что это способный ученик. Но не каждый учитель способен найти к такому ученику подход.

В официальной системе образования Петербурга есть только одна и только начальная школа детсад (687 Центрального района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации ребенка«) непосредственно для детей с аутизмом. После четвертого класса выпускников ожидает два незначительно отличающихся друг от друга сценария: коррекционные школы восьмого или пятого вида (Ярик сейчас учится в школе пятого вида).

В современной педагогической литературе читаем, что «специальное (коррекционное) образовательное учреждение пятого вида создаётся для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития».

А специальное (коррекционное) образовательное учреждение восьмого вида создаётся для обучения и воспитания детей с умственной отсталостьюдля коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Ни в одном, ни в другом случае ничего не сказано о детях с аутизмом.

Что говорят эксперты

Вячеслав Довбня, детский невролог, эксперт:

«Есть дети с ярко выраженными нарушениями, а есть — с признаками гениальности, отлично знающие математику или с музыкальными способностями. Поэтому единой модели инклюзии (то есть, включения особенного ребенка в общеобразовательный процесс) нет. Нельзя дать команду, допустим, с завтрашнего дня посадить всех детей с аутизмом в классы общеобразовательных школ. Индивидуальный подход важен. Обучение, начатое как можно раньше, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом, а подчас и к невероятным успехам».

Анастасия Залогина, глава фонда «Обнаженные сердца»:

«Образование в стране подчинено определенным стандартам, и сегодня мы, надеюсь, на пороге позитивных перемен. У нас есть шанс вывести проект внедрения современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра на общероссийский уровень — тогда он станет реальностью не только для Нижнего Новгорода, активнее пойдет в Петербурге и других городах».

Наталья Водянова, российская топ-модель, создавшая Фонд «Обнаженные сердца»:

«Людей с особенностями развития, с одной стороны, важно уберечь от агрессии, а с другой — раскрыть их способности… Но часто социум диктует свои жесткие условия. Когда я была маленькой и непосредственно жила в этой действительности, мы с сестрой Оксаной (девочкой с проблемами развития, аутизмом) были абсолютными изгоями. Когда на нас направляли агрессию, я отвечала тем же — не могла реагировать по-другому. А сегодня понимаю, что есть другие способы исключить трудные ситуации — надо учить взрослый мир понимать детей, которые просто находятся в другой реальности».

Эксперты, которым известны проблемы детей с аутизмом, сходятся в том, что подчас надо учить и лечить не понимаюшее и не принимающее людей с аутизмом общество гораздо больше, чем детей, даже с самыми тяжелыми диагнозами.

Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

Накануне в Петербурге представили очередной этап проекта, начало которого было положено два года назад в Нижнем Новгороде. Проект, реализуемый фондом помощи детям «Обнаженные сердца» и ООО «Газпром экспорт», предполагает внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях. За это время 102 педагога прошли обучение современным методам работы с такими детьми, в проекте задействованы 34 класса шести школ, всего 110 летей.

Сегодня, приступая к очередному этапу, авторы проекта высказывают надежду на то, что расширится круг сторонников в Санкт-Петербурге. Пока в нашем городе к нему приобщилась только одна специализированная, 46-я школа Калининского района, известная как «Центр реабилитации и милосердия», где был организован ряд обучающих семинаров и стажировок в рамках международного форума «Каждый ребенок достоин семьи».

Решением Министерства образования и науки РФ, школы-участники проекта включены в число площадок по апробации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеоразовательной и специальной (коррекционной школы).

По данным международной организации Autism Speaks («Аутизм говорит»),на планете сегодня живет более 67 млн людей с аутизмом. В США каждый 88-й ребенок рождается с таким диагнозом (в мире — каждый 68-й). В России данных о распространении аутизма нет, так как не проводилось на сей счет никакихсерьезных исследований.