Семь из десяти индонезийцев не имеют счетов в банке. Если учесть, что в стране живет 250 миллионов человек и страна является крупнейшей экономикой Юго-Восточной Азии, становятся понятными перспективы роста сферы банковских услуг. Но планы банков всегда наталкивались на одну серьезную проблему — Индонезия является островным государством, насчитывающим не менее 17 тысяч островов. Поэтому экспансия банков для того, чтобы охватить своими услугами максимальное число жителей, должна включать нестандартные решения.

Как сообщает The Straits Times, в начале 2000-х годов Банк Ракьят Индонезия стал первопроходцем в предоставлении банковских и кредитных услуг жителям удаленных районов. Этот банк является крупнейшим в мире микро-кредитором, насчитывающим 10 тысяч отделений со 127-тысячным штатом сотрудников. Банк отправлял в отдаленные районы специальные автомобили, которые объезжали по кругу один населенный пункт за другим, и жители точно знали, в какой день они могут прийти в банк — вернее, в какой день банк приедет к ним. Сегодня у банка свыше 500 подобных автотранспортных средств, и они обеспечивают доступ к услугам банка около 50 миллионов человек. Несколько индонезийских банков уже последовали этому примеру.

Но островной характер Индонезии подсказал и другое решение — мобильные отделения банка должны быть размещены не только на автомобилях, но и на специальных судах, курсирующих от острова к острову. Такой пилотный проект банка в этом году был запущен в островной провинции к северу от столицы страны Джакарты. По словам руководства банка, выбор именно этого направления не случаен: на этой территории проживает много владельцев бизнеса, многие из которых предлагают размещение для туристов и аренду для них катеров и лодок. Кроме того, на эти острова ездят отдыхать не только туристы из-за рубежа, но и многие индонезийцы. Шесть островов в этом районе популярны для долгого пребывания на них путешественников — там чистая вода и идеальные условия для сноркеллинга.

Катер, который представляет собой мобильное отделение банка, окрашен в корпоративные цвета — оранжевый и синий. Стоимость такого 120-тонного судна оценивается в 15 миллиардов рупий (т.е. чуть больше 1 млн долларов США). На нем работает 11 человек. Персонал плавучего банка состоит из кассира, двух банковских служащих и менеджера, для которого отведена отдельная каюта с кондиционером, — причем, сотрудники банка меняются каждую неделю. Кроме них, на судне есть капитан, кок, двое полицейских и три матроса. На судне установлен банкомат. Банк работает с 8 утра до 3 часов дня, а банкоматом можно воспользоваться до 9 часов вечера. Каждый день, строго по графику, судно останавливается на новом месте, а в пятницу оно возвращается в Джакарту. Объем привозимой выручки, по словам сотрудников банка, достигает 400 миллионов рупий.

Этот проект был запущен в апреле, и в результате его деятельности в банке уже открыто 220 новых счетов клиентов. Если начинание банка окажется успешным, он намерен закупить новые суда и включить в сферу обслуживания не только островную провинцию к северу от Джакарты, но и населенные пункты на Сулавеси, Калимантане и Молуккских островах.