Министерство иностранных дел Приднестровья выступило с комментарием относительно заявления посла Румынии в Молдавии Мариуса Лазуркэ о том, что приднестровские власти подают неформальные и «пока не публичные» сигналы о готовности распространить действие Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Молдавии с ЕС (DCFTA) на территорию ПМР.

«Сложно обсуждать подобные заявления, озвучиваемые высокопоставленным дипломатом де-юре европейской страны, — говорится в комментарии МИД ПМР «Парламентской газете». — Искренне удивлены многогранной фантазии господина Лазурки и с интересом узнали о его якобы имеющихся неформальных контактах. В данном контексте полагаем, что некие «сигналы», которые уловил господин Лазурка, весьма вероятно могут исходить от иных цивилизаций, но никак не от Приднестровья».

В ведомстве уверяют, что позиция ПМР относительно нового торгового режима между Молдавией и ЕС остается в силе. «Решение было принято без учета наличия неурегулированного конфликта, а также без учета интересов Приднестровья. Такие действия несут за собой серьезные угрозы для экономической стабильности Приднестровья. Мы в контакте с европейскими партнерами для поиска модели взаимодействия, учитывающей интересы сторон на взаимной основе», — завили в министерстве.

«Вместе с тем весьма интересуемся, каким образом Румыния внезапно стала участником двустороннего диалога Приднестровья и Европейского союза, и тем более, какое отношение данная страна имеет к процессу молдавско-приднестровского урегулирования. Были впечатлены успехами румынской дипломатии в деле «сближения берегов Днестра», но в реальности сталкиваться с этим явлением не доводилось», — подвели итог в МИД ПМР.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее посол Румынии в Молдавии Мариус Лазурка рассказал румынским СМИ, что власти Приднестровья посылают «сигналы» о том, что готовы внедрить DCFTA на территории ПМР. «Такие сигналы имеются. Они неформальные, они пока не публичны, я сомневаюсь, что в ближайшее время они станут публичными ввиду логики внутренней политики в сепаратистском регионе. Но что совершенно ясно, так это то, что бизнес-круги в Приднестровье заинтересованы в том, чтобы пользоваться DCFTA после 1 января 2016 года», — отметил дипломат.

Он также добавил, что Румыния «попыталась сделать так, чтобы процесс сближения Республики Молдова с Европейским союзом был стимулом и для сближения двух берегов Днестра и преодоления многочисленных проблем, которые породила война 1992 года и все то, что последовало затем». «Преждевременно заявлять о впечатляющих результатах, однако миллиметр за миллиметром Румыния пытается добиться результатов, мирного решения по реинтеграции Приднестровья в рамки международно признанной территории Республики Молдова», — подвел итог Лазурка.

Стоит отметить, что Приднестровье не участвовало в разработке Соглашения о зоне свободной торговле Молдавии с ЕС, и интересы экономических агентов ПМР в нем никак не отражены. Тем не менее по решению Брюсселя с 1 января 2016 года для Приднестровья перестанут действовать торговые преференции ЕС, вследствие чего ПМР предстоит либо внедрить на своей территории соглашение об ассоциации и свободной торговле Молдавии с ЕС, либо практически лишиться европейского рынка для сбыта своей продукции. Любой из этих вариантов, по подсчетам приднестровских властей, способен критически ухудшить и без того катастрофическое экономическое положение Приднестровья. Это используется Кишиневом и его западными союзниками для давления на Тирасполь с целью интеграции Приднестровья в правовое и экономическое пространство Молдавии. При этом публично власти ПМР до сих пор неизменно декларируют, что не станут внедрять соглашение на территории республики, и что национальной идеей ПМР остается «евразийская интеграция».