Оснований обвинять космонавта Аимбетова в смене вероисповедания нет. К такому выводу пришли ученые-исламоведы. Поводом для дискуссии в казахскоязычном сегменте интернета стала публикация порталом Abai. kz видеоролика, где экипаж окропляют святой водой перед полетом в космос. Материал был размещен под заголовком: «Айымбетовты шоқындырмаңдар!» деуге де жарамадық-ау…» (Не сумели сказать: «Не крестите Аимбетова!»). Под видео оставлено около сотни комментариев, общий смысл которых сводится к тому, что космонавт самим фактом своего участия в этой процедуре опозорил своих соотечественников-мусульман.

Собственноручно организованный скандал портал попросил прокомментировать исламоведов. Однако опрошенные специалисты отметили, что обряда крещения не происходило, а потому нет поводов обвинять Айдына Аимбетова в вероотступничестве. Также они отметили, что «никто не приглашал муфтия присутствовать при взлете космонавтов», и подчеркнули, что казахстанский космонавт — мусульманин и «если внимательно приглядеться, на видео видно, что Айдыну все это не очень-то нравится».

Корреспондент ИА REGNUM также побеседовал с религиоведом, попросив его ответить на три вопроса: зачем вообще проводить религиозный обряд во время научного мероприятия?; с чем связана такая ревность сетевых комментаторов к христианству?; помогло бы, если б рядом с попом стоял муфтий?

«Вопросы провокационные, потому что могут вызвать неоднозначную реакцию», — отметила религиовед Динара Мусина, но все же дала следующие ответы: «С позиции верующего освящение тех же самых кораблей было нормой. Тем более, речь идет о российской религиозной традиции, которую россияне полноправно переносят на космостанцию, где они считают себя хозяевами. Что касается второго вопроса, то основной контингент сетевых пользователей в Казахстане составляют мусульмане. При этом речь не о национальной принадлежности, а о верующих, которые относят себя к исламскому вероисповеданию. Честно говоря, я не отметила для себя явной ревности одной религиозной группы к другой. Этот случай с освящением полета космонавтов не был резонансным и практически прошел незамеченным. По третьему же вопросу дело состоит в том, в чьей собственности находится космодром Байконур. Это сугубо административный вопрос. Да и потом, нахождение муфтия — помогло бы в чем? Не создавать резонанс — возможно, но у провокаторов нашлась бы другая аргументация, чтобы создать конфликтную ситуацию. Прежде всего, необходимо отметить, что наш космонавт проявил толерантность, уважение к традициям российских граждан. Здесь нет ничего предосудительного, на мой взгляд».

Напомним, ракета-носитель, в экипаж которой вошли Андрэас Моргенсен (Европейское космическое агентство), Айдын Аимбетов (Казкосмос) и Сергей Волков (Роскосмос) стартовала с Байконура 2 сентября 2015 года. Полет, которого казахстанец ждал 12 лет, обошелся казахстанской казне в 20 млн долларов (по курсу на 25 августа — 1 млрд 414 млн 930 тысяч рублей).