Граждане ДНР без особого энтузиазма восприняли ввод российского рубля в качестве главной расчетной валюты республики, а также переход к рыночному курсу. Люди, опрошенные ИА REGNUM, отмечают необходимость перерасчета пенсий и зарплат в российских рублях — «хотя бы до уровня украинских» — потому что высокие цены на продукты, бензин и товары привели к резкому обнищанию населения.

rtbf.be
«Жить лучше не стало».

«Пусть вводят хоть малайзийский ринггит, от этого цены все равно не снизятся. В Донецке цены на продукты выросли, у нас цены на продукты, медикаменты и другие товары в 2−3 раза выше, чем на Украине. Денег не хватает для удовлетворения элементарных потребностей… Какой толк от российского рубля? Жить стало лучше? Нет. Лучше бы они проиндексировали зарплаты и пенсии, а то рубль отпустили, а пенсии и зарплаты будут выдавать по старому фиксированному курсу 1 грн за 2 рубля. Людей тупо обворовывают», — сказал житель Донецка Александр.

«Что с того, что официально узаконили российский рубль? У людей нет денег, а цены в Донецке высокие — в 3 раза выше, чем на Украине. Где это видано, чтобы 1 кг свинины продавали за 160 гривен? Толку от запрета на гривну, лучше бы они ввели запрет на тупость. Пенсии и зарплаты бюджетникам ДНР же не проиндексировали», — отмечает предприниматель из Донецка Ирина.

«Что изменит ввод российского рубля? Как можно оценивать официальное утверждение российской валюты? Это ничего не значит. Самое главное — от меня до России рукой подать, но быстро не проедешь в Россию. Нет упрощенного режима пересечения границы. Через пограничный пункт пропуска «Успенка», надо почти сутки стоять, чтобы въехать на территорию РФ. Режим пропуска через российскую границу не только не упрощается, но и ужесточается со стороны России. Сейчас автомобили досматривают тщательнее, раньше досматривали поверхностно, быстрее. Раньше обещали российский бензин дешевый и газ. Ничего этого нет. А попробуй, съезди в Россию, привези бензина. Постоишь сутки на границе — не захочется ни бензина, ни газа, ни ДТ. Многие у нас в селе получали пенсию на Украине в гривнах, теперь будут сдавать тут 1 тыс. грн. за 2600−2800 руб. Хотелось бы открыть границу с Россией, а то живем в подвешенном состоянии», — сказал бизнесмен из Амвросиевского района ДНР Сергей Крайюков.

«А чем мне рассчитываться, если у меня тут нет украинской гривны? Я получаю пенсию в рублях. Россия меня тут спасает, мы бы тут умерли без пенсий России. Не надо было Украине закрывать банки. Они людей обозлили, они туда не хотят. Россия нам помогает выживать. Украина у нас забрала возможность получать пенсии», — отмечает пенсионер из Шахтерска Михаил.

«Двоякое отношение… С одной стороны, я считаю, что я проживаю на территории Украины. Мне не нравится, что на Украине соседнее государство ввело рубль. Мы что, колония? Но с другой стороны, большая часть населения радуются пенсиям от России. Потому что многие не могли получить украинские пенсии, сложно проезжать через сеть украинских блокпостов, переоформляться каждые полгода», — сказала пенсионерка из Шахтерска Людмила.

Журналист Юрий Ткачев оценивает новости относительно изменения статуса и курса рубля как плохие для Донбасса.

«Поясню: пенсии, зарплаты бюджетников и прочее были просчитаны по схеме «2 рубля за гривну», а цены теперь будут формироваться по схеме «3 рубля за гривну». Причём торговцы, разумеется, не мудрствуя лукаво, будут поднимать цены как на товары, купленные ими за гривны на Украине, так и на товары, купленные ими за рубли в России (на цены которых изменение курса повлиять, по идее, не должно). С другой стороны, конечно, прежняя ситуация, когда российский рубль в одном месте стоит 50 копеек, а в остальных — 30 копеек, нормальной, разумеется, не являлась. Фактически (как мне кажется) это было сделано для того, чтобы вымыть недооцененную гривну из регионального товарооборота. Теперь же, когда этот процесс завершился, и гривна в Донецке, например, уже почти не ходит, можно привести курс в соответствие с рыночным, общероссийским. По справедливости, конечно, следовало бы симметрично проиндексировать зарплаты и пенсии, но денег на это у республик, думаю, физически нет — в любом случае, пенсии и зарплаты останутся теми же. Бюджетникам (учителям, врачам) вроде обещают повысить на 30% с октября, но этого всё равно будет явно недостаточно. С другой стороны, не повысятся также платежи за коммунальные услуги, стоимость проезда в общественном транспорте и ряд других цен, жёстко контролируемых государством».

Судя по информации из социальных сетей, ситуация с рублем для обычных граждан Донецка в первый день нововведения ничего не изменила.

«Сходил на рынок и в магазины. Утром (3 сентября) пошел пересчет цен на рынке, естественно, отталкиваясь от гривны… но потом вроде одумались торговцы и откатили. По крайней мере, на мой взгляд, в рублях цены не изменились. У некоторых ценник на гривны исчез, как я понимаю уже навсегда. То, что я обычно покупаю, столько и стоит. Все-таки у нас более-менее народ дисциплинирован», — пишет житель Донецка Денис Селезнев.