Финская экономика в 2015 году не смогла продемонстрировать существенного восстановления — четвертый год подряд фиксируется нулевой рост. Похоже, страна попала в порочный круг, где неконкурентоспособные затраты и снижающаяся доходность компаний могут обернуться хроническими проблемами низкой производительности и потенциала роста, считают экономисты. К такому выводу пришли аналитики банка Handelsbanken в своем последнем исследовании, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 3 сентября.

В силу вялого внешнего спроса и общего застоя после финансовых кризисов банк не может говорить о скором и уверенном восстановлении экономики Финляндии. Из-за неоправдавшихся прогнозов относительно роста в первой половине 2015 года (минус 0,2%, согласно Handelsbanken, вместо ожидаемых плюс 0,5%) аналитики решили быть сдержаннее в прогнозах экономического роста в 2016—2017 годах. Так, по их расчетам, рост ВВП страны в следующем году составит 1% (а не 1,5%), через два года — 1,2% (вместо 1,6%).

Банк дает свое объяснение тому, в какую ловушку попала страна и чем обусловлены такие прогнозы. Спрос в еврозоне будет снижаться, что сильно ударит по Финляндии, 40% экспорта которой приходится на соответствующие европейские страны. На экспорт повлияет и слабость валют — как евро, так и шведской кроны и рубля. Более того, что касается России, то тут санкционный режим уже привел к коллапсу финского экспорта.

Проблемы доходности европейского корпоративного сектора сказались на снижении инвестиций, что весьма проблематично для Финляндии, ведь одной из статей ее экспорта являются инвестиционные товары. Вызовом для финских производителей представляется снижение экономического роста в Китае и странах с переходной экономикой. Наиболее неприятно, с точки зрения Финляндии, то, что это снижение постепенное и весьма длительное.

Другая опасность — снижение добавленной стоимости финского экспорта. С момента вспышки финансового кризиса доля промежуточных товаров в поставках за рубеж увеличилась примерно на 10%, в то время как ровно на столько же снизилась доля товаров промышленного назначения. Отчасти аналитики связывают это и с «национальной трагедией» — продажей Nokia, а также прекращением экспорта нескольких машин по производству бумаги.

Рентабельность нефинансового корпоративного сектора снижается, уверены аналитики Handelsbanken. В поисках близости к конечному рынку и желая снизить затраты, компании часто на свои зарубежные производства привлекают сторонние ресурсы. При этом, принимая во внимание высокую концентрацию экспортной промышленности (10 крупнейших компаний страны обеспечивают треть экспорта, 100 компаний — 70%), происходит следующее. В 2012—2013 годах трудоустройство в крупных предприятиях страны снизилось на 1,5% и в такой же степени увеличилось за рубежом. «Производство, которое покинуло страну, уже вряд ли вернется, а это значит, что Финляндия остро нуждается в новых компаниях, экспортных товарах и услугах», — говорится в докладе.

Финляндия находится в порочном кругу, так как снижение стоимостной конкуренции и доходности корпоративного сектора бьет по инвестициям в производство. Такая ситуация может обернуться хронической проблемой низкой производительности и роста потенциала. При этом также сложно представить, как без восстановления прибыли экономика в состоянии обновить свои производственные структуры и повысить производительность труда.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, накануне свои прогнозы относительно развития экономики Финляндии опубликовал и банк Nordea. Он также ухудшил прогноз роста ВВП страны: в 2015 году он составит не минус 0,2%, как ожидалось, а минус 0,3%. В следующем году рост составит 0,5% (против 1,0% согласно прошлому прогнозу). Финская экономика парализована, говорится в исследовании Nordea. Аналитики двух скандинавских банков сходятся во мнении: для обеспечения долгосрочного роста экономике Финляндии необходимы структурные реформы.