Казахстанцы реанимировали петицию против Банка низкообогащенного урана (Банк НОУ). Обращение, адресованное президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, под названием «Отмена соглашения о ввозе ядерного топлива и создания банка ядерного топлива в г. Усть-Каменогорск» впервые появилось в сети два года назад. Вскоре после подписания соглашения между Казахстаном и МАГАТЭ о создании Банка НОУ казахстанские пользователи социальных сетей вызвали петицию из небытия и призывают подписывать ее дальше.

«Наш Город и Страна не пункт приема ядерных отходов со всего мира. И без этого люди в Усть-Каменогорске просто задыхаются от выбросов заводов, которые уже существуют и функционируют: УМЗ, ТМК, КазЦинк (уран, свинец, бериллий, тантал, хлор, титан, магний и т.п.) Недавно был открыт медеплавильный завод, с которым экологическая обстановка в городе обострилась еще сильнее, в ноябре 2013 г. открыти еще один завода фотоэлектрических приборов. Подписание соглашения о ввозе ядерного топлива, без ведома общественности города/страны и ее мнения это еще один плевок со стороны государства на жителей города/страны», — написал пользователь Aliya Sapargali, создавший петицию (орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ИА REGNUM).

Надо отметить, что основное требование петиции — отмена соглашения о создании Банка низкообогащенного урана (на момент создания петиции, два года назад, в ходу было другое название — Международный банк ядерного топлива). При этом известно, что в банке планируется хранить 90 тонн гексафторида урана, тогда как на складе расположенного в Усть-Каменогорске Ульбинского металлургического завода (УМЗ) единовременно может находиться до 800 тонн. Однако протест казахстанцев связан лишь с Банком НОУ, а не с УМЗ в целом.

Отметим, что интернет-петиции не имеют юридической силы, поскольку не отвечают требованиям к обращениям граждан, которые установлены законодательством Казахстана.

Напомним, что соглашение о создании Банка низкообогащенного урана было подписано 27 августа 2015 года. 25 августа представитель Минэнерго Казахстана заверил общественность в том, что материал Банка безопасен. 28 августа директор Института радиационной безопасности Сергей Лукашенко сообщил, что на объекте предприняты все необходимые меры контроля.