Член комитета Совета Федерации по социальной политике, доктор педагогических наук Валентина Петренко считает, что проводимая реформа детских домов пойдет воспитанникам этих учреждений на пользу. Об этом она сегодня, 2 сентября заявила корреспонденту ИА REGNUM.

«Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращается. В 2014 году на территории РФ было 1076 образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитывалось 50,2 тысячи человек. Но сейчас сокращается число воспитанников этих организаций, и естественно, возникает вопрос, как реструктуризировать детские дома и интернаты. У нас есть программы по развитию семейных форм детей, необходимо переподготавливать и переквалифицировать персонал воспитательных учреждений. Сейчас стоит задача переориентировать эти организации для того, чтобы условия содержания в них приблизились к семейным», — пояснила она.

Валентина Петренко напомнила, что в 2014 году было принято постановление Правительства РФ № 481, в котором прописана необходимость создания приближенных к семейным условий для пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. «Там четко определены требования к организациям, воспитывающим детей-сирот: духовное, физическое и интеллектуальное воспитание, получение образования, укрепление их здоровья, защита их прав и интересов, социальная защита и адаптация, психологическая реабилитация. Все это нацелено на то, чтобы дети выходили в жизнь сориентированными, готовыми психологически, как выходят дети из обычной семьи. Это значит, что выпускников необходимо сопровождать после выхода из детского дома или интерната», — отметила она.

Валентина Петренко обратила внимание, что в обязанности персонала теперь будет входить и контакт с родными семьями воспитанников. «Есть семьи, которые отдали ребенка из-за обстоятельств. Допустим, кто-то в семье пил, но потом семья смогла реабилитироваться. И социальному педагогу дается право находиться в контакте с такой семьей, помогать ей в реабилитации. Мы знаем, что ребенок, когда вырастает, часто находит свою родную семью, но если она не прошла реабилитацию, он попадает в ту же среду, из которой много лет назад ушел. Но он уже взрослый, и иногда становится таким же, как его родители. Нужно найти баланс: если можно что-то наладить или исправить в контакте с прежней семьей, хотя бы на выходе ребенка из интерната, необходимо это делать», — заявила Петренко.

С ее точки зрения, очень важное новшество — это то, что теперь организация по воспитанию детей-сирот может разрешить проживать у себя выпускникам из числа детей-сирот выпускникам. «Я была несколько лет назад в детском доме в Хакассии, многие выпускники приходят туда, например, к братьям и сестрам, чтобы провести праздник вместе с воспитателями, которые стали им родными. И они недоумевали, почему не могут быть здесь, когда детский дом стал им семьей. Это очень важно — открыть двери для выпускников. Они могут продолжать опекать воспитанников в хорошем смысле этого слова», — отметила Валентина Петренко.

Она обратила внимание, что когда ребенок уходит из детского дома и остается один на один с серьезной со своими проблемами, ему не с кем посоветоваться. «Конечно, ему легче прийти в свой дом, чтобы поговорить, например, с воспитателем. Ему необходимы наставники. Я сейчас нахожусь в Крыму, в школе-интернате № 2 для глухих детей. Попечители этого интерната, работники судосторительного завода, забирают выпускников к себе, готовят им рабочие места. Вот сейчас пять человек устроились туда на работу. Директор школы, воспитатели, родственники забирают детей к себе во время проживания в интернате и сопровождают их после. Такая сопричастность к жизни ребенка делает бывших выпускников детских домов нужными для общества и приспособленными к жизни», — отметила она.

Напомним, как сообщало ранее ИА REGNUM, 1 сентября вступило в силу постановление правительства о реорганизации учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь вместо больших одновозрастных групп появятся небольшие с разнополыми и разновозрастными детьми.