Стратегия — современная, тактика — привычная: ремонт дорог в Москве

Реконструкция улиц в Москве, создание пешеходных зон и велодорожек — нормальный вектор развития крупного города; но то, как эти планы реализуются, вызывает некоторые вопросы у урбанистов

5

Москва, 26 августа 2015, 11:36 — REGNUM  Дорожные работы в Москве в последнее время остаются одной из наиболее обсуждаемых тем среди жителей города. Автомобили, объезжающие поднявшиеся над снятым асфальтом канализационные люки; пешеходы, вынужденные идти по проезжей части, так как на тротуарах вовсю кипят работы по укладке плитки — такую картину можно наблюдать уже не первую неделю на Мясницкой улице, Большой Никитской, Большой Ордынке и так далее.

«Словно демоны из ада, повылазили дорожные рабочие и притащили свои адские машины»; «раскопали Москву от края до края ни у кого не спросив… Воруют! Это первое что напрашивается»; «нефть никак не падает ниже $40 за бочку, в связи с чем в бюджете завелись лишние 10 миллиардов долларов, и их срочно надо потратить на замену бордюров», «судя по тому, с каким остервенением раскапывают центр Москвы, стало известно, где примерно зарыто золото партии»… Такие комментарии в блогах и социальных сетях встречаются сегодня регулярно. В свою очередь, власти города обещают, что хаос на дорогах — это ненадолго. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, реконструкцию улиц в центре столицы завершат в сентябре (а ведь именно в первые выходные первого осеннего месяца в Москве традиционно отмечается День города). В свою очередь, заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков 24 августа назвал скорректированные сроки — к концу октября завершится благоустройство улиц в рамках программы «Моя улица» на 2015 год. В частности, уточнил заммэра, речь идет об улицах Большая и Малая Никитская, Большая и Малая Бронная, Спиридоновка, Большая Ордынка, Мясницкая. Кроме того, планируется благоустроить Триумфальную площадь и Лубянскую площадь. Согласно программе, в центре Москвы должно значительно вырасти число велодорожек, появятся новые пешеходные зоны, которые должны стать востребованными общественными пространствами, заявляют в мэрии.

Таким образом, в стратегии развития города — в которой все последние годы основной акцент делался на стремлении урегулировать возросшие потоки транспорта и одержать победу над пробками — появился новый тренд: забота о пешеходах и велосипедистах. Если реконструкция улиц будет и дальше выдержана в подобном ключе, не станет ли конкуренция между автомобилями, общественным транспортом, велосипедами и пешеходами чрезмерно острой — с учетом того, что Москва, как известно, «не резиновая»?

«Говоря о ремонте и строительстве дорог в Москве, невозможно не говорить в конечном счете о городском управлении, о политике города в целом. Москва, как и Россия в целом, находится на определенной стадии экономического развития — со всеми вытекающими последствиями, — пояснила корреспонденту ИА REGNUM директор Центра градостроительных компетенций ИОН РАНХиГС Ирина Ирбитская. — С одной стороны, выбран вектор развития цивилизованных городов, где и дороги строятся, и общественный транспорт развивается, есть, где пройти пешеходам и проехать велосипедистам. Но у нас нет системы управления, соответствующей этому вектору. Это не только вина Москвы, это во многом проблема и федерального масштаба, так как регионы в целом ряде вопросов — заложники центра. Нет комплексной, интегрированной модели развития городов, развития городских связей, инфраструктуры.

Пешеходные зоны находятся в ведении департамента ЖКХ и благоустройства, транспортные коммуникации — в ведении департамента транспорта, а дороги — департамента строительства, напомнила специалист. Эти три сегмента полномочий плохо сочетаются друг с другом: допустим, если в департаменте транспорта есть понимание того, как развивать городское пространство, но нет полномочий, в департаменте строительства понимания меньше, а в департаменте благоустройства его вообще нет, то в результате и получается хаос, констатировала эксперт.

«Постоянное строительство дорог для такого города-«пылесоса» как Москва — не решение проблемы пробок, — добавила Ирбитская. — Должна быть комплексная политика городского развития, но ее нет. Как быстро, например, горожанин доезжает от дома до работы? Если он просто садится в автомобиль и едет, то он не покупает, например, кофе по пути, или еще какие-то товары, подерживая таким образом малый бизнес. В этом смысле пешеходные зоны сами по себе — полезный проект, но они ставят другой вопрос — развитие общественного транспорта, так как парковок возле пешеходной зоны может на всех и не хватить. И так далее. И, конечно, хотелось бы, чтобы экономический эффект от того или иного расположения пешеходных зон был бы просчитан», — резюмировала она.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail