Статус 535 из 879 островов, находящихся в территориальных водах Малайзии, до сих пор официально не определен. Правительство объявило о необходимости официально учесть эти острова, а также установить на них каменные знаки, свидетельствующие об их территориальной принадлежности, — таким образом власти надеются предотвратить «угрозу вторжения иностранцев». Кроме того, учет и классификация островов нужны для успешных усилий по контролю за изменением климата и повышением уровня мирового океана. Малайзийская The Star указывает, что такая директива содержится в только что одобренном правительством «Руководстве по планированию и физическому развитию островов и морских парков», требования которого заметно ужесточились по сравнению с аналогичным документом, принятым в 1996 году.

Острова Малайзии делятся на четыре категории: для застройки, для создания зон отдыха, для организации морских парков, а также необитаемые острова. При этом новый документ вводит более жесткие требования к строительству на островах — например, новые жилые районы не могут возводиться в тех местах, где есть угроза цунами. А объекты, необходимые во время чрезвычайных ситуаций (больницы, пожарные части, аэропорты, спасательные станции, школы, общинные центры и администрации), должны возводиться вдали от прибрежных районов. Взлетно-посадочные полосы нельзя строить на территории морских парков и на необитаемых островах. На этих же территориях не допускаются свалки мусора. Документ также запрещает создание новых искусственных островов в территориальных водах страны.

Эта директива, призванная навести порядок с островами, появилась на фоне непростых взаимоотношений Малайзии с соседями, которые неоднократно были омрачены спорами о принадлежности тех или иных островов. Например, Малайзия судилась с Индонезией в Международном суде ООН по поводу принадлежности островов Сипадан и Лигитан — в 2002 году этот суд вынес решение в пользу Малайзии. Тем не менее не всегда спор заканчивался победой Малайзии — в частности, она была вынуждена уступить Сингапуру атолл Пулау Бату Путих.

Как отмечает малайзийская газета, принятие директивы вызвано возросшими страхами по поводу того, что равно или поздно на бесхозные острова могут прийти китайцы и начать их осваивать. Эти опасения связаны с тем, что Китай расширительно толкует понятие о своих территориальных водах в Южно-Китайском море, уже возвел в этом регионе несколько искусственных островов и сейчас строит там объекты инфраструктуры.