Напомним, ранее общественники, активисты регионального штаба ОНФ в Москве заявили, что к ним неоднократно обращались москвичи с жалобами на путаницу с управляющими компаниями. Несмотря на то, что закон о лицензировании УК действует уже третий месяц, собственники квартир до сих пор не знают о смене управляющих компаний и продолжают оплачивать квитанции со старыми реквизитами. Между тем, по итогам лицензирования 60 управляющих компаний, которые работали в 340 домах, не получили лицензию. А в некоторых домах органы исполнительной власти Москвы без согласования с собственниками, как это требуется по закону, назначили временные управляющие компании, заявляют общественники, которые провели выборочную проверку. Жильцы высказывают опасения, что им придется платить за услуги ЖКХ дважды и предполагают, что дело может кончиться судебными разбирательствами между жильцами, старой и новой управляющей компанией.

«Жителям дома должны предоставить возможность выбрать новую компанию. Но, как мы видим, жильцам пока даже не сообщили, что в их доме работает другая УК. Таким образом, нарушается право собственников на проведение выбор УК и право на предоставление исчерпывающей информации о смене управляющей компании», — отметил член Регионального штаба ОНФ в Москве Павел Жбанов. По его словам, до конца августа общественники намерены провести повторный мониторинг и анкетирование жильцов многоквартирных домов, чтобы узнать о качественных изменениях в обслуживании.

Насколько эта ситуация типична для Москвы и как действовать гражданам в подобных случаях? «Сегодня многие, в том числе и в высших эшелонах власти, называют процедуру лицензирования непродуманной. И без того напряженное социальное и экономическое положение отрасли ЖКХ обострилось вследствие массового перехода от частных компаний в компании, аффилированные органам власти или конкретным чиновникам, чем было нарушено волеизъявление собственников в тех случаях, где оно имело реальное место быть, — сообщил корреспонденту ИА REGNUM член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, член рабочей группы по вопросам кадрового обеспечения сферы ЖКХ при Министерстве строительства и ЖКХ РФ профессор Евгений Богомольный. — Подтверждением нарастания напряженности стало то, что собственники проводят митинги и собрания в защиту своих прав и компаний, выбранных ими, обращаются в прокуратуру, суды, в правительство РФ, к президенту, проблема широко освещается в СМИ. Назначение временных управляющих организаций в многоквартирных домах, где управление продолжали компании без лицензии, признано неправомочным». Опасения жильцов, в первую очередь, вызваны тем, что в результате введения временных УО стало непонятно кому платить, а недобросовестные компании могут этим воспользоваться. Положение усугубляется тем, что получить точные сведения собственникам помещения фактически негде. По закону все управляющие организации должны размещать в открытом доступе информацию об обслуживаемых домах (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ), подчеркнул эксперт.

Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ от 29.06.2015 в ст. 10 говорит, что в случае неполучения лицензии управляющей организацией до 01 мая 2015 года такая компания, тем не менее, обязана продолжать предоставление жилищно-коммунальных услуг, что также подтверждается разъяснениями, данными в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 29 июня 2015 г. № 73/1−16д-215, напомнила заведующая кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКУ» Государственной Академии при Минстрое РФ, сотрудник экспертной группы Центра управления ЖКХ для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС Елена Шерешовец.

«В случае изменения перечня обслуживаемых многоквартирных домов управляющая организация обязана обновить информацию на официальном сайте (ч. 1 ст. 198 ЖК РФ) и направить информацию в течение трех рабочих дней в ГЖИ (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ). На основании полученной информации ГЖИ вносит изменения в реестр лицензий. Приступить к деятельности по управлению домов можно с момента внесения изменений на официальный сайт и в реестр лицензий (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ). Однако на практике, органы ГЖИ отказываются вносить информацию об обслуживаемых домах, обосновывая это тем, что до сих пор МинстройЖКХ РФ не установлены порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий (установить такой порядок Министерство обязано в соответствии с ч. 16.7 ст. 12 и ч. 3 ст. 198 ЖК РФ), — подчеркнул Богомольный. — Сейчас создана специальная парламентская комиссия в сфере ЖКХ для того, чтобы посмотреть правоприменительную практику и на ее основании все-таки дальше совершенствовать законодательство в этой части».

«Жителям, которые сегодня сомневаются в законности действий своей управляющей организации, могу посоветовать обратиться за разъяснениями в орган местного самоуправления или ГЖИ и потребовать официальный ответ с указанием управляющей организации, работающей на доме в данный период», резюмировал эксперт.