Депутат Сейма Литвы Стасис Брунза предлагает ввести государственное регулирование цен на топливо, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 19 августа. По мнению политика, такое решение должно быть принято из-за непрозрачной политики ценообразования поставщиков топлива, которые не смотря на падение цен на нефть, снижать цены на бензин и дизельное топливо не спешат.

torange.ru
Заправочный пистолет.

«Еще в 2008 году я обратился к тогдашнему премьеру Андрюсу Кубилюсу и представил предложение, чтобы ценообразование топлива в Литве контролировала Государственная комиссия по энергетике и ценам. Тогда более 90% топлива покупалось у одного поставщика. Было очевидно злоупотребление АО Mažeikių nafta (сейчас Orlen Lietuva) доминирующим положением. За 7 лет, к сожалению, почти ничего не изменилось. Кстати, Orlen Lietuva за первую половину этого года заработал чистую прибыль в размере 133 млн. евро (145 млн. долларов США), а в прошлом году нес чистые убытки в размере 69,71 млн. евро. Откуда эта прибыль? Ясно, что содрана с потребителей. В Литве регулируются цена на отопление, газ, воду, а ценами на такой важный продукт, как топливо, мы управлять не можем», — сказал Брунза в эфире радиостанции Žinių radijas.

Между тем глава ассоциации предприятия, занимающихся торговлей нефтепродуктами, Дайва Йокшене сказала, что цены на топливо должны предопределять не контролирование и запреты, а конкуренция и ее рост.

«В определенных случаях цены на топливо в Литве бывают выше, чем в соседних странах. На стоимость топлива влияет много факторов. А на оптовую цену на топливо влияет стоимость нефти и колебания курса доллара. Топливо в основном покупается у предприятия Orlen Lietuva, поэтому отсутствие конкуренции является одной из причин, почему у нас стоимость дизельного топлива выше. А на стоимость бензина еще влияет и акциз, который в Литве больше, чем, допустим, в Латвии и Эстонии. Ничто лучше не контролирует цены, чем рынок. Не контроль, не запрет, а конкуренция и ее рост. Один из путей — поощрять импорт, а для этого нужно изменить ныне действующие правовые акты. А что касается дешевеющей нефти, если ее цена будет держаться на отметке 40 долларов за баррель, как это было в январе, стоимость бензина точно будет ниже 1 евро», — сказала Йокшене.