Навязанные правительством РФ «инновации» снова расплодят коррупцию?
Москва, 19 августа, 2015, 10:00 — ИА Регнум. Госкомпании могут обязать закупать не менее 2% инновационной и высокотехнологичной продукции в год от совокупного стоимостного объема договоров. По сообщению Interfax, доля подобных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса устанавливается в размере не менее чем 1% от объема договоров, заключенных заказчиками с такими субъектами. Проект постановления правительства РФ, закрепляющего указанные нормы, опубликован 18 августа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев обратил внимание, что постановление за несколько лет правилось уже неоднократно. «Также менялись и цифры. Сначала тренд был на «увеличение», потом, когда подходили сроки их «выполнения» и величины не достигались — на «уменьшение». Проблема не в том, чтобы «навязать» госкомпаниям или инфраструктурным монополиям и различным ОАО с госучастием, инновации и субподрядчиков-МСП «первой или второй руки». Проблема в самих госкомпаниях, которые не имеют рыночных мотиваций и стимулов для продуцирования реального спроса на инновации и на снижение издержек через закупку товаров и услуг у сектора МСП», — заявил он ИА REGNUM.
Эксперт отметил, что экономика должна быть частной. Именно в этом случае мотивационно-стимуляционные связки «спрос-предложение» имеют естественный и стремящийся к симметрии характер, во всяком случае направленный в сторону экономического совершенства. Между тем, провозглашенные когда-то цели ухода государства из хозяйственной жизни страны давно забыты и на их месте произрастают суррогаты: вместо приватизации и стимулирования развития независимого частного производства — подключение к «иглам» государственных финансовых потоков, искажающим суть конкурентного рынка. Когда у покупателя есть реальный интерес приобрести качественный товар по более дешевой цене, он будет искать и обязательно найдет такого поставщика или простимулирует его появление. Когда такого интереса нет, административное понуждение безо всяких оговорок приведет к «освоению» и развитию различного рода «обходных путей» с соответствующими финансовыми «оптимизационными схемами», — пояснил он.
Владимир Буев выразил мнение, что когда социально-экономическое строение государства для производственного бизнеса неблагоприятно и недружественно, некоторые стандартные для развитых экономик действия власти, такие как стимулирование госзаказа и закупок со стороны госкомпаний, приводят к перераспределению ресурсов и усилению рыночной власти непроизводительного предпринимательства, тесно сросшегося с государственной бюрократией.
«Последствия этого — дальнейшая маргинализация предпринимательства производительного. Бессмысленно и опасно административно и искусственно вовлекать МСП (и его «инновационную» часть) в работу по госконтрактам, заказам монополий и госкомпаний. Это — наиболее коррупционная сфера экономики, и любой крупный поставщик легко «создаст» любое требуемое количество МСП или «инноваторов», которые будут вместе с ним осваивать бюджетные или околобюджетные средства. Государство редко — за исключением разве что оборонного заказа — через госзаказ стимулирует разработку действительно инновационных изделий. Так зачем, говоря об инновациях и даже о модернизации, поощрять тех, кто выпускает пусть даже добротную, но вполне традиционную продукцию под видом «инновационной»? — выразил недоумение экономист.