Лечить принудительно: в РФ введут реабилитацию пьяных водителей?
Москва, 18 августа, 2015, 19:50 — ИА Регнум. Новые поправки в КоАП и УК, подготовленные Минздравом, позволят судьям отправлять пьяных водителей на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию, сообщает «Коммерсантъ».
Уже опубликован законопроект, согласно которому суд, лишая прав водителя за управление машиной в нетрезвом виде, может обязать его пройти «диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую реабилитацию в связи с потреблением вызывающих опьянение веществ». Если водитель совершил уголовное преступление, в течение года повторно управляя машиной в нетрезвом виде, то суд назначает за это обязательные работы (до 480 часов) и возлагает на осужденного обязанность «пройти лечение и медицинскую реабилитацию от алкоголизма, наркомании или токсикомании». Если же нетрезвый водитель попал в ДТП, в результате которого человек получил тяжкие телесные повреждения, то суд, назначая в виде наказания принудительные работы (на срок до трех лет), может также обязать осужденного пройти лечение от зависимости. В случае с КоАП назначение лечения является правом судьи, в случае с УК — обязанностью.
Разработать такой законопроект Минздраву поручил премьер Дмитрий Медведев, утвердив в начале июля комплексный план по борьбе с аварийностью на ближайшие два-три года. Эксперты обращают внимание, что механизм обязательного лечения и диагностики пока непонятен, хотя в целом оценивают новшество положительно.
Так, член Общественной палаты Подмосковья Вениамин Роднянский отметил, что несмотря на усиление штрафов для участников дорожного движения, статистика ДТП со смертельным исходом по вине нетрезвых водителей ухудшается с каждым днем.
«Высокие показатели смертности пешеходов — вот что является мотивирующим фактором к принятию данного закона. Я считаю, что каждый водитель должен полностью и безоговорочно нести ответственность за свои действия, совершаемые под воздействием алкоголя», — заявил он корреспонденту ИА REGNUM.
Роднянский считает, что каждый обвиняемый должен быть отправлен на принудительное лечение. «Но при условии того, что подобное нарушение совершается водителем не в первые, а в случае рецидива. Кроме того, я считаю, что правонарушители должны самостоятельно финансировать лечение и пребывание в клинике, а не надеяться на помощь государства. Помимо всего вышеперечисленного, принятие данного закона может стать отличным примером государственного партнерства с лучшими наркологическими учреждениями нашей страны», — отметил он.
Заведующая отделением наркологической клиники Елена Мохова считает, что положительный эффект от лечения будет в любом случае. «Невзирая на то, что принудительное лечение снижает только химическую зависимость от алкоголя, психологическая составляющая такого наказания может быть весьма действенным тормозом для того, чтобы садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Процедуры освидетельствования и прочие медицинские манипуляции в даном случае имеют не самый приятный для виновника инцидента окрас. А потому лихость и «авось», свойственные нашему менталитету, со временем превратятся в голос разума. По крайней мере, хочется надеяться», — заявила она корреспонденту ИА REGNUM.
Главный врач Люберецкой районной больницы № 3 Татьяна Мельник также согласна с необходимостью поправок в закон. «Я думаю, что механизм этот будет работать. Сейчас все держатся за работу, страх потерять ее сыграет свою роль. Подобие ЛТП, которые были в Советском Союзе, должно появится и сейчас. По-другому наших людей заставить лечиться — просто нереально. Содержать желающих излечиться от пьянства, конечно, накладно, но нужно это сделать за их же счет, вычитая деньги из заработной платы. И кроме того, они приносили какую-то пользу — пациентов ЛТП использовали на подсобных работах», — заявила она ИА REGNUM, добавив, что медицинские учреждения готовы лечить пьющих водителей — наркологов для этого достаточно.
Впрочем, у нового законопроекта есть и скептики. Глава федерации автовладельцев России Сергей Канаев напомнил ИА REGNUM, что система ЛТП перестала работать потому, что стала неэффективна. «Международный опыт показывает, что сама идея абсолютно разумна, но в случае, если отсутствует низовая коррупция. Когда в США инспектор останавливает водителя в состоянии алкогольного опьянения, или же этот водитель совершает ДТП, его отправляют на принудительное лечение в школу анонимных алкоголиков и заставляют пересдавать экзамен на водительское удостоверение. У нас система стремится к этому, но с одним «но» — коррупция на уровне 50%. При таком раскладе мы, скорее, можем обеспечивать семьи инспекторов ГИБДД, чем наладить систему профилактики пьянства за рулем», — отметил он, добавив, что сама идея хорошая, но как именно система будет работать — непонятно.
«Судья на свое усмотрение может отправить на принудительное лечение. Но человек может быть и не алкоголиком. Как, например, бывает у молодых людей: несчастная любовь, выпил и поехал куда глаза глядят», — заметил он, добавив, что однозначно вырастут суммы взяток. Впрочем, Канаев отметил, что сама идея довольно разумна, при условии уничтожения коррупции на дорогах.
Адвокат Дмитрий Аграновский также обратил внимание на то, что не очень понятно, как будут определять необходимость лечения от алкоголизма. «Лечить от алкоголизма необходимо людей, страдающих алкоголизмом. А если человек в состоянии алкогольного опьянения совершает убийство? Его же не лечат. Механизм можно разработать, но сам факт, что собираются лечить тех, кто не страдает этим заболеванием — удивителен», — заявил он корреспонденту ИА REGNUM.
Аграновский добавил, что не говорит о том, что пьяницам за рулем необходимо снисхождение — как раз наоборот. «У меня нет сомнений, что эти меры работать не будут. Пошла компания по борьбе с пьянством за рулем, и сейчас будут предлагаться законопроекты — один другого безумнее. Но все последние страшные аварии совершались водителями трезвыми. Как правило, это были водители автобусов или грузовиков, находившихся в состоянии крайнего переутомления из-за серьезной нагрузки. Бороться надо с чрезмерной нагрузкой на водителей. Вспомните ДТП в Хабаровске, когда у водителя автобуса спрашивали насчет соблюдения правил, а он кричал: «Какие правила?! У меня график!». Хоть расстреливай за пьянство на месте — эти факторы никуда не уйдут», — заявил он.