Инвестиции в нефтепереработку не приведут к снижению цен: эксперт
Москва, 10 августа, 2015, 11:46 — ИА Регнум. На сегодняшний день в России собственные нефтеперерабатывающие мощности полностью покрывают внутренний спрос, а также обеспечивают значительные объемы экспорта нефтепродуктов, заявил корреспонденту ИА REGNUM советник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве Российской Федерации Александр Амирагян. По его словам, это говорит об отсутствии необходимости строительства новых мощностей, прежде всего — новых заводов.
Он обратил внимание, что объем производства нефтепродуктов в России в последние годы растет: за 2010−2014 годы прирост составил более 40 млн тонн или около 16%, и большая часть была направлена на экспорт. «Рост производства стал результатом масштабной модернизации НПЗ в стране, которая осуществляется с 2011 года в рамках четырехсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, и план по модернизации в рамках этих соглашений рассчитан до 2020 года. Модернизация НПЗ позволила существенно увеличить производство нефтепродуктов экологического класса Евро-5: до 74% по автобензинам и 58% по дизтопливу в 2014 году. Однако основной проблемой остается низкая глубина переработки нефти (72% в 2014 году), что вызвано значительным ростом производства мазута, прежде всего с целью его экспорта. В настоящее время государство в качестве основной задачи ставит вопрос увеличения глубины переработки нефти при возможном снижении его объемов, чему должен способствовать большой налоговый маневр, который вступил в силу с 2015 года», — пояснил Амирагян.
По его мнению, строительство НПЗ с глубокой переработкой нефти не является привлекательным инвестпроектом и нефтяники не вкладывают туда свои сверхприбыли. Эксперт нашел этому два основных объяснения: «С одной стороны, строительство нового НПЗ с высокими технологическими параметрами является дорогостоящей операцией, инвестиции нужно закладывать на долгие годы вперед, что не все компании в России могут себе позволить. С другой стороны, что более важно, на сегодняшний день внутренний спрос и экспортные поставки не требуют ввода крупных мощностей с глубокой переработкой. Более приемлемым вариантом для компаний с технологической и экономической точки зрения является модернизация существующих мощностей, что в России реализуется в настоящее время».
Амирагян обратил внимание, что «маржа в нефтепереработке зависит преимущественно от цены на нефть, которая поступает на переработку, цен на продукцию переработки, а также непосредственно издержек при производстве». «Нефтяные компании не могут напрямую влиять на цены, так как они складываются в рыночных условиях. В связи с этим основным методом увеличения маржи является модернизация мощностей НПЗ с целью производства продукции с большей глубиной переработки и увеличения спектра выпускаемой продукции. Необходимо отметить, что введение налогового маневра увеличило цену нефти для НПЗ ввиду значительного роста ставки НДПИ при добыче нефти. Однако заводы могут отчасти компенсировать потери на внутреннем рынке посредством экспортных поставок, которые стали более прибыльным в силу снижения вывозных пошлин на нефтепродукты», — отметил эксперт.
Он добавил, что внутренние цены на топливо в России складываются исходя из ряда параметров, прежде всего, затрат на производство и продажу нефтепродуктов, а также экспортного паритета по ним. «Первый параметр сильно коррелирует с уровнем инфляции в целом по экономике, а второй регулируется посредством изменений ставки экспортных пошлин. Динамика внутренних цен обусловлена, главным образом, инфляционным ростом цен в экономике. Это подтверждается статистикой последних лет, когда среднегодовой прирост цен на моторные топлива находился в рамках 5−8%, что соответствует реальному уровню инфляции. Таким образом, инвестиции в нефтепереработку не могут привести к снижению цен, так как фактор конкуренции в их структуре незначителен. Оно возможно лишь в удаленных регионах страны, где в настоящее время нефтепереработка отсутствует, а транспортные издержки при перевозке топлива сильно сказываются на конечных ценах», — резюмировал эксперт.