president.gov.by
Александр Лукашенко президент Белоруссии.

Опубликованная 6 августа пресс-службой президента Белоруссии стенограмма по итогам состоявшейся 4 августа в Минске встречи Александра Лукашенко с представителями трёх СМИ не отражает ряд важных тем, поднятых во время общения с журналистами, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Корреспонденты зарубежных радиостанций «Радио Свобода» и «Еврорадио», а также белорусского портала tut. by были приглашены на эксклюзивную встречу в новую минскую резиденцию президента Белоруссии «Дворец независимости», построенную, как заявлял ранее Лукашенко, без единого рубля из бюджета. Официальная стенограмма встречи появилась на сайте президента Белоруссии лишь 6 августа, будучи датированной 4 августа.

В ходе интервью, которое длилось более четырёх часов, было поднято много тем — от кулинарных пристрастий младшего сына руководителя постсоветской республики до глобальных процессов. Подбор приглашенных предопределил круг вопросов, в котором особое внимание было сделано на «белорусизации» и либеральные рецепты выхода из очередного социально-экономического кризиса.

«При этом Александр Лукашенко уверен, что за год-два зарплаты в Белоруссии в долларовом эквиваленте вернутся на докризисный уровень», — сказано в публикации президентской пресс-службы.

Обращает на себя внимание не столько дата публикации («задним числом») официальной стенограммы, сколько признание наличия кризиса. Ещё одна любопытная особенность, характерная для госагитпропа постсоветской республики, — цензура, которая распространяется не только на противников Александра Лукашенко, но и на него самого. Заявления Лукашенко беспощадно перекраиваются, живая речь заменяется канцеляризмами и бюрократическими штампами, неосторожные откровения удаляются, и, таким образом, официальные стенограммы отражают точку зрения не столько самого Лукашенко, сколько его цензоров.

Например, корреспондент благополучно пережившей холодную войну второй половины XX века «Радио «Свобода» Валерий Калиновский задал Александру Лукашенко замечательный вопрос: «Гарантируете ли вы, что российские военные и шпионы не попадут с территории Белоруссии на Украину?» Руководитель постсоветской республики заверил: не стоит беспокоиться.

Совершенно разные цитаты по итогам встречи во «Дворце независимости» приводят СМИ и президентская пресс-служба. Например, svaboda.org в заметке о якобы имеющейся угрозе закрытия в белорусском областном центре Могилёве белорусскоязычного класса, где учится единственная ученица. К слову, недавно могилёвские власти оскандалились с памятником А. С. Пушкину, подвергнув своеобразной цензуре цитаты на постаменте из пушкинского стихотворения «Клеветникам России». Примечательно: после кампании анонимной «общественности» своего ребёнка в «мовный» класс записала только семья Соловьёвых — аналогичная ситуация с шумихой вокруг «белорусизации» БПЦ (Белорусского Экзархата РПЦ).

«Я не хочу, чтобы этот язык исчез. Поверьте, для меня этот вопрос остро стоит. Острее, чем раньше, — цитирует Лукашенко «Радио «Свобода». — Я вообще закоренелый белорус. Не важно, что я на трасянцы («трасянка» — белорусский аналог украинского «суржика», смесь диалектизмов с литературным русским языком, — прим. ИА REGNUM) говорю и на русском языке. Для меня проблемы нет, что русский язык, что белорусский. Русский язык красив. Это наш язык». Ещё одна цитата, не попавшая в официальную стенограмму:
«Но что нас, белорусов, отличает от других — в том числе и белорусский язык. Я это хорошо знаю. Только я не настолько радикален, как вы. Мы это будем делать спокойно. И этот факт — я его проверю, и подумаем, что там можно конкретно сделать сегодня и на перспективу».

Не попали в стенограмму многие интересные откровения Лукашенко — об отсутствии в Белоруссии российских военных самолётов, о неспособности посла России объяснить руководителю постсоветской республики значение термина «Русский мир» и мн. др. Зато прозвучали заверения в росте зарплаты. «Деньги печатать мы не будем», — заявил Лукашенко. «Да, обещал $500. И мы ее превосходили значительно. Сейчас чуть ниже. Но я уверен, что буквально в течение 1−2 лет мы превзойдем эту зарплату, мы вернемся на тот уровень зарплат, который у нас был вчера. Это я вам могу точно обещать», — цитирует руководителя республики президентская пресс-служба.

«Мы обязательно вырвемся из той ситуации, в которую попали, — приводятся его слова в официальном сообщении. — Уверен, что с нашими договоренностями с Китаем, Пакистаном, Индией и другими государствами, где нужна наша продукция, мы вырвемся». Любопытно отсутствие упоминания о Зимбабве, хотя Лукашенко неплохо объяснил в ходе интервью, почему не следует пренебрегать такими партнёрами в ситуации кризиса.

В целом официальная версия интервью Лукашенко выглядит блекло по сравнению с публикациями трёх СМИ, представители которых получили возможность сделать несколько замечательных публикаций. Даже без учёта «фекальной» темы и пафосных заявлений о создании бессменным президентом белорусского государства можно было сделать стенограмму достойной внимания.