Импортозамещение в России: как из проблемы делают возможность
Москва, 5 августа, 2015, 07:15 — ИА Регнум. «Халтек» поддерживает лидеров
Малоизвестный факт — вертолетостроительная отрасль России сейчас одна из немногих в экономике, где большая часть продукции уходит на экспорт. Стоит подчеркнуть отдельно — это высокотехнологичная отрасль. Причин такого успеха масса. Это развитая дилерская сеть во всем мире: Индия, Китай, Пакистан, страны Африки, все крупнейшие покупатели транспортных вертолетов. Вторая причина — востребованная продукция на внутреннем рынке.
Но как стало возможным держать пальму первенства и теснить крупных производителей даже на их поле?
Все просто — современная производственная база. Старое, отработавшее ресурс оборудование постепенно выводили из работы, устанавливали новое. Вначале из США, затем из Германии, в итоге остановились на станках MAZAK из Японии. И станками их уже сложно назвать — это целые металлообрабатывающие центры. Впрочем, мало купить такое оборудование. Нужен инжиниринг — подключить и настроить станки, обучить персонал, наладить производственную цепочку, чтобы на выходе получалась нужная продукция.
В России такую работу выполняет ульяновский «Халтек». На счету компании — множество реализованных проектов для вертолетостроительной и автомобильной отрасли, предприятий самолетостроения и других компаний.
Один из проектов был реализован и на Горьковском автомобильном заводе. Когда там начали выпускать автомобиль ГАЗель NEXT, то специалисты «Халтека» два месяца круглосуточно изготавливали комплектующие для завода на собственной производственной базе в Ульяновске. Затем все производство было передано на ГАЗ, где было освоено местными инженерами.
Очередной, реализуемый в данный момент специалистами «Халтека» проект, это ввод в строй новой производственной линии на заводе КАМАЗ. Халтековцы уже спроектировали, изготовили и собрали крепежную оснастку, разработали технологический процесс, выбрали режущий инструмент и режимы обработки, а также отработали процедуру производства деталей нового автомобильного моста. Работа проводилась на базе Учебно-технологического центра «Халтек». Благодаря инжинирингу от компании «Халтек», камазовцы сэкономят до 30% средств, которые пришлось бы потратить, если бы эту работу выполняли иностранные специалисты.
«Халтек» становится лидером
Не только станки и инжиниринг интересуют компанию «Халтек». Лучший твердосплавный режущий инструмент пока производится за рубежом — в Швейцарии, Японии, США, Германии и других странах. Руководство ульяновской компании намерено внести в этот список и Россию. На базе площадок компании «Халтек» изготавливаются уникальные монолитные твердосплавные фрезы для производства деталей из современных материалов для нужд авиации, космонавтики и энергетики.
Производство таких деталей диктует исключительно высокие требования к инструменту. Как отмечают в компании «Халтек», в самолетах и космических аппаратах широко используются маложесткие детали, имеющие сложную пространственную форму — небольшой объем металла при относительно больших габаритах. Их обработка сопряжена с рядом трудностей, в частности, нельзя допускать повышения сверх допустимого уровня остаточных напряжений в поверхностных слоях изделия. Поэтому на практике избегают высоких температур при изготовлении и исключают влияние больших сил резания на металл. Также используется специальный инструмент.
Специалистами компании «Халтек», совместно с сотрудниками Ульяновского государственного технического университета проведено практическое сравнение концевых фрез SGS серии ZAPCR (США) и «Халтек» серии HFM, при помощи которых возможно вести высокопроизводительную обработку криволинейных поверхностей заготовок. Контрольная обработка высокопрочного титанового сплава ВТ23 показала, что стандартная американская фреза вышла из строя через 96 минут работы, а специальная фреза производства компании «Халтек» сохранила работоспособность после двух часов эксплуатации. Это значит, что отечественный инструмент существенно повышает возможности производства с точки зрения экономии как времени, так и средств. А учитывая санкционные действия против России, то инструменты компании «Халтек» могут стать своеобразной палочкой-выручалочкой для высокотехнологичных предприятий. Сегодня «спецфреза» от «Халтека» уже стала стандартной для авиационных заводов «КнААЗ», «Гидромаш» и «Сокол».
Перспективы «Халтек»
Одно из магистральных направлений работы в компании «Халтек» — внедрение централизованного производства шарико-винтовых механизмов для нужд авиационной промышленности. Это проработанный проект, который предлагает авиационным заводам отказаться от собственного изготовления таких механизмов и передать эту работу компании «Авиастар-СП» или авиационному заводу «КАПО». Сейчас шарико-винтовые пары производит каждый из 7 авиационных заводов самостоятельно. Это достаточно затратный процесс по времени и ресурсам. Используются устаревшие станки, которым более 25 лет, персонал не обучается, в результате молодежь уходит на более перспективные и интересные производства.
Как отмечают в компании «Халтек», проект предусматривает создание единого высокотехнологичного центра производства, его запуск позволит примерно в десять раз снизить стоимость и значительно увеличить производительность и качество обработки изделия. А собственная образовательная площадка — Учебно-технологический центр «Халтек», где есть возможность готовить технологов-программистов и операторов наладчиков станков с ЧПУ привлечет талантливую молодежь.
В работе компании «Халтек» много позитивных моментов. Это и собственный высокотехнологичный инструмент, и производственная площадка мирового уровня, и уникальный учебный центр, и реализованные проекты. Но есть и сложности. Импортозамещение — это интересная работа, где есть масса возможностей. Вместе с возможностями возрастает и конкуренция. В том числе недобросовестная. В ход идут обвинения в «однодневности» «Халтека», используется государственный инструмент налогового преследования. Но после многочисленных проверок «Халтека» у Налоговой службы претензий нет. А доверие партнеров, работающих с «Халтеком» более 20 лет, осталось. И это — основной капитал.