Партия «Родина» готовит концепцию освоения арктических территорий и разрабатывает пакет законопроектов о создании новой государственной корпорации «Арктика». По словам лидера партии, депутата Госдумы Алексея Журавлева, главной целью новой корпорации является реализация программ развития северных регионов, сообщают «Известия».

фото с официального сайта «Единой России»

Журавлев считает, что развитие Арктики должно стать национальной идеей. По мнению депутата, анализ существующей нормативно-правовой базы показывает, что сейчас в России нет системного документа, формирующего политику нашей страны в Арктике в масштабе, отвечающем интересам народов России в целом.

«Постановление правительства РФ от 21.04.2014 № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» — документ безусловно важный, уже достаточно серьезное продвижение, но тем не менее там почти на 50 страницах в основном идет речь о федеральном бюджете — как чего тратить. Половина из них посвящена распределению средств (в основном федерального бюджета), выделяемых на развитие или строительство в Заполярье. В концептуальном плане этот документ не может обеспечить системное развитие арктических территорий. Другая ветвь законодательства регулирует работу Северного морского пути (СМП), причем его статус по-прежнему оспаривается другими арктическими государствами. Кроме этого, требуется урегулирование на международном уровне территориальных вопросов, связанных с принадлежностью хребта Ломоносова к континентальному шельфу России», — цитирует издание Алексея Журавлева.

Между тем, законодательная база для развития Арктических территорий обсуждается довольно активно, в комплексе с законопроектами по развитию дальневосточных территорий.

«Проблемы освоения Арктики и развития Дальнего Востока надо решать в комплексе. Точек соприкосновения очень много, хотя и различия также есть, и это надо учитывать. Например, есть рабочий вариант проекта закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», подготовленный рабочей группой Совета Федерации под руководством Вячеслава Штырова. Есть несколько версий проекта закона об арктической зоне Российской Федерации, преимущественно предметной направленности — от районирования Севера до развития Северного морского пути. И есть новая концепция проекта закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», также подготовленная членами Совета Федерации. Говоря проще, есть некая мозаика, из которой нам необходимо собрать цельную картину», — рассказала ИА REGNUM вице-спикер государственного собрания Якутии Ольга Балабкина.

Балабкина пояснила, что два законопроекта должны объединить, на первый взгляд, необъединяемые вещи. «Надо создать правовые механизмы для точек роста рентабельных производств на территориях макрорегионов и механизмы правового регулирования особенностей экономических и финансовых взаимоотношений субъектов, входящих в эти макрорегионы. Объединяет это одна цель — создать для проживающего там населения условия жизни общероссийского уровня. Ведь с точки зрения геополитики именно активное хозяйствование — это обозначение российского присутствия на этих территориях. При этом важно, чтобы люди, живущие здесь, не ощущали бы себя на «краю света», оторванными от страны», — отметила она.

Вице-спикер рассказала, что существуют правовые способы добиться желаемого результата. «Во-первых, это использование изъятий из законодательства, так называемое дерегулирование, которое уже применено в законодательстве о территориях опережающего развития, свободных экономических зонах, о свободном порте Владивостока. Схожий подход используется в законопроекте проекте Минэкономразвития о бесплатном предоставлении земель для желающих переехать на Дальний Восток. Основная цель таких правовых изъятий — снять административные барьеры для развития хозяйственной деятельности на территории макрорегионов. В этом просматривается системность модели законопроекта о развитии Дальнего Востока, что позволяет работать над его финансово-экономическим обоснованием», — заметила она.

Ольга Балабкина считает правильным, что первыми принимаются законодательные акты, поддерживающие создание точек экономического роста. «Как экономическая опора в масштабном освоении Арктики и развитии Дальнего Востока они жизненно необходимы. Найти их, создать способы сделать их такими — серьезный вызов для экономистов», — разъяснила она, добавив, что второй правовой способ решения поставленных задач — это использование дополнительных обременений, которые налагают или изменяют действующие законодательные акты, с учетом особенностей этих макрорегионов.

Балабкина призналась, что реализовать намеченные задачи должна помочь «политическая воля». В конце июня в Якутске состоялось выездное заседание экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, где региональные законодатели заручились стопроцентной поддержкой Валентины Матвиенко.

Впрочем, некое связующее звено, по мнению вице-спикера якутского парламента, все-таки необходимо. «Необходимо на практике связать интересы субъектов РФ, целиком или частично входящих в арктическую зону, и развитием самой арктической зоны. Представляется, что им может стать госкорпорация «Арктика», концепция которой обсуждается экспертами и СМИ. Думаю, что она должна иметь формат холдинга, способного реализовывать единую стратегическую линию, несмотря на широту проблематики», — пояснила Балабкина.

Она также обратила внимание на аспекты, отличающие законопроекты, обсуждаемые законодателями. «Развитие арктической зоны потребует специальных правовых методов в сфере экологии, регулирования использования, охраны и восстановления природных ресурсов северных территорий, включая полярные широты. С учетом особенностей природопользования в арктической зоне России созревают условия для усиления правового регулирования в данной области. Кроме того, и предметно, и по механизмам, закон о развитии Арктики будет более сложным, потому что ему предстоит охватить широкий спектр сфер регулирования — от здравоохранения до оборонной политики», — заявила Ольга Балабкина, впрочем, выразив уверенность, что региональные и федеральные законодатели с этими задачами справятся.