В последнее время в различных регионах страны участились трагические случаи обрушений построенных или капитально отремонтированных зданий. Самый последний пример — обрушение казармы воздушно-десантных войск в Омске после некачественного капитального ремонта, в результате чего погибли 24 десантника.

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Варфоломеев

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Юрий Варфоломеев рассказал, что основная причина преждевременного разрушения построек кроется в несовершенстве федерального законодательства.

«Под предлогом «снятия административных барьеров» при проектировании и строительстве многоквартирных домов высотой до трех этажей и общей площадью до 1500 м2 в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) ввели пункты 2 и 3 части 2 статьи 49 и отменили государственный контроль их качества. Ныне даже при наличии сигналов о некачественном строительстве малоэтажного здания недобросовестный застройщик имеет право не допустить на свою выкупленную стройплощадку внеплановых контролеров, а также пожаловаться на них в прокуратуру, которая обязана защищать его позицию, — сказал эксперт. —  Кроме того, согласно части 2 статьи 55 была отменена хорошо отработанная система работы государственных приемочных комиссий по вводу таких новостроек в эксплуатацию. Ныне при сдаче объекта застройщик, заинтересованный побыстрее вернуть вложенные деньги, подготавливает лишь документы, перечисленные в кратком перечне ГрК РФ».

Согласно нововведениям в ГрК РФ приемку социального и муниципального жилья сейчас осуществляет собственник в лице соответствующей структуры муниципального образования. На основании формальной проверки предъявленных документов с подписями и печатями застройщика, подписывается акт приемки, где указано, что «объект построен согласно техническим требованиям». При этом вследствие исполнения упомянутого «закона о бесконтрольности» имеется риск, что новые дома не соответствуют требованиям безопасности и энергоэффективности.

Напомним, чиновников строго наказывают за неисполнение Указа президента РФ от 07.05.2012 г., № 600 о переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. Этот Указ имеет статус федерального закона. Наказание — вплоть до уголовной ответственности и увольнения.

«Опыт показывает, что такая ситуация вынуждает некоторых должностных лиц под давлением вышестоящего руководства вводить в эксплуатацию даже те новостройки, которые имеют отклонения от требований строительных норм, вследствие чего их эксплуатационный ресурс значительно ниже нормативного срока службы», — заявил Юрий Варфоломеев.

Во-вторых, как отметил эксперт, новый дом может быть построен с использованием самых дешевых материалов, технологий и работников низкой квалификации. Поэтому его себестоимость не редко оказывается гораздо ниже, чем запланировано в программах приобретения жилья для социальных и муниципальных нужд.

«По уровню долговечности, эксплуатационной надежности и себестоимости кирпичные и панельные дома, имеющие антивандальную конструкцию, кардинально отличаются от сборных уязвимых домов из пенопласта или легких стальных тонкостенных конструкций, для которых очень опасно увлажнение или возгорание. Однако по сумме выплат из бюджета РФ за 1 м2 площади при покупке жилья они практически не различаются. Между фактической себестоимостью и реально выплачиваемыми суммами при покупке жилья для переселения — часто имеет место большая разница», — подчеркнул эксперт.

«В настоящее время законодательно предоставлена возможность размывать персональную ответственность за нанесение огромного ущерба бюджетной системе РФ вследствие строительства нового аварийного жилья, масштабы которого уже создают реальную угрозу национальной безопасности», — заявил профессор.

По словам Юрия Варфоломеева, проблему усугубляет острый дефицит квалифицированных кадров с архитектурно-строительным образованием в структурах власти всех уровней, экспертных, проектных и строительных организациях страны. Поэтому встречаются случаи беспредельного нарушения строительных норм и правил.

«Следует отметить, что дефицит специалистов с архитектурным образованием в нашей стране имелся даже при советской власти, когда система подготовки кадров строго подчинялась законам плановой экономики», — отметил он.

«На аукционах по строительству малоэтажных домов на Севере начальная цена колеблется в пределах 14 — 18 млн. руб. (на юге гораздо ниже). Согласно Федеральному закону 44-ФЗ по муниципальным заказам с начальной стоимостью до 50 млн. руб. побеждает тот, кто согласился на наименьшую цену. Любые попытки заказчиков не допустить запредельно демпингующих авантюристов к участию в конкурсе кончаются заявлениями в прокуратуру и судебными решениями вопреки здравому смыслу — в пользу авантюристов.

При начальной стоимости строительства более 50 млн. рублей допускается проводить конкурс. При этом у заказчика появляется возможность выбирать подрядчика не только по минимальной цене, но учитывать качество проектирования и строительства, квалификацию специалистов. К сожалению, в законе не прописан важный критерий — срок выполнения работ. Анализ итогов работы победивших подрядчиков показывает, что при конкурсах целесообразно учитывать четыре базовых критерия: качество, срок, квалификация персонала, цена. При этом наибольший коэффициент удельного веса — у первого критерия, а наименьший — у последнего». По мнению эксперта, без изменения федерального законодательства невозможно установить барьер для недобросовестных подрядчиков.

Юрий Варфоломеев считает, что необходимо запретить строительство за счет бюджетной системы РФ легко уязвимых зданий не антивандальной конструкции для переселения из аварийного и ветхого жилья.

«Анализ причин пожаров, техногенных затоплений и других чрезвычайных ситуаций с такими зданиями свидетельствуют о том, что наибольшую опасность представляют переселяемые жильцы с пониженной социальной ответственностью», — отметил эксперт. Кроме того, он считает, что необходимо ввести в 44-ФЗ дополнительное понижение начальной стоимости муниципальных объектов на аукционах до 14 млн. руб. или менее, а в часть 2 статьи 55 ГрК РФ ввести пункт, предусматривающий созыв застройщиком приемочной комиссии для получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого многоквартирного дома. «В состав комиссии должны включаться представители следующих органов государственного надзора: архитектурно-строительного, жилищного, пожарного, санитарного, а также представители общественности и организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения», — считает профессор.