Соглашение между РФ и Узбекистаном о финансовых требованиях внесено в ГД

Для обеих договаривающихся сторон подписание соглашения явилось сложным компромиссом, подчеркивают в правительстве РФ

Москва, 23 июля 2015, 11:01 — REGNUM  Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств внесено в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM 23 июля. Межправительственным соглашением предусматривается урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 — 1993 годах.

История переговоров

Переговоры по урегулированию взаимных финансовых претензий и требований велись с 1998 года, начавшись практически сразу после того, как узбекская сторона в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение задолженности, консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта 1997 г., отмечает правительство РФ. Более того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинули встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном фонде бывшего СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим лицам Республики и использованных наряду со средствами других советских предприятий для оплаты критического импорта.

По данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 г. задолженность Республики Узбекистан составила 889,3 млн. долларов США, в том числе по основному долгу — 500,6 млн. долларов США, по процентам — 388,7 млн. долларов США. Вся задолженность просрочена. В силу того, что в мае 1998 г. парламентом Республики Узбекистан принято решение о нелегитимности межправительственных кредитных соглашений от 19 мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие, межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации задолженности, правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме 43,1 млн. долларов США по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых претензий, в частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался партнерами в 1 — 2 млрд. долларов США.

Что предлагается соглашением

Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях. Прежде всего, отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 — 1993 годах. Следующее условие — осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн. долларов США, причем платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с даты вступления соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США.

В случае неосуществления узбекской стороной платежа — объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3% годовых.

Еще одно условие: самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических или юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по урегулируемым соглашением операциям.

Сложный компромисс

Для обеих договаривающихся сторон подписание соглашения явилось сложным компромиссом, подчеркнули в правительстве РФ. Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому «внутреннему валютному долгу» бывшего СССР. Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга, поясняет кабмин.

Вместе с тем сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций «долг в обмен на помощь».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.