Нахождение российских военных на территории Приднестровья является главным препятствием для объединения Молдавии с Румынией. Об этом заявил в эфире бухарестского телеканала TVR румынский европарламентарий Анди Кристя, являющийся также председателем группы Европарламента по связям с Молдавией.

Publika.md
Анди Кристя

«Государство-член Европейского союза и НАТО не будет объединяться с государством, которое имеет на своей территории иностранную армию», — сказал он. При этом, по утверждению Кристи, Молдавия могла бы вступить в ЕС и «быть вместе с Румынией в едином европейском пространстве, где не существует границ». Евродепутат, правда, заметил, что в настоящее время Молдавия даже не является кандидатом на вступление, и для продвижения по «европейскому пути» молдавским политикам следует приложить куда больше усилий.

Вместе с тем Анди Кристя заявил, что «как румын понимает» тех, кто в Молдавии выступает за присоединение к Румынии, и считает, что количество сторонников румыноунионистского проекта будет расти, особенно по мере ухудшения ситуации в Молдавии. «Но в Кишиневе унионистский проект рассматривается как покушение в отношении государства. Те, кто работает в государственных учреждениях, плохо воспринимают унионистское движение», — поделился своими наблюдениями Кристя.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» является «вторым румынским государством», молдаване — «румынами», молдавский язык — «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики «Республики Молдова», румынами себя назвали 2,2% жителей республики, молдаванами — 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон». Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.