Индонезия стремится восстановить свое членство в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Сообщившее об этом AFP напоминает, что эта богатая ресурсами крупнейшая страна Юго-Восточной Азии уже была частью ОПЕК на протяжении почти полувека, но в 2009 году выбыла из ее членов, поскольку превратилась в нетто-импортера нефти. Это случилось из-за роста потребления нефти и нефтепродуктов внутри страны, а также из-за недостатка инвестиций в нефтяную отрасль, не в последнюю очередь вызванного сложностью процедур, коррупцией и растущего национализма в экономической сфере.

Воссоединение с ОПЕК, по мнению руководства страны, позволит Индонезии получить доступ к более дешевым поставкам нефти — а это, в свою очередь, будет способствовать росту экономики. По словам министра энергетики Судримана Саида, некоторые члены организации поддерживают возвращение Индонезии. В самой ОПЕК эту новость комментировать отказались, но ряд экспертов высказал мнение, что организация, куда входят в основном страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, будет приветствовать государство из Азии.

Согласно уставу ОПЕК, ее членом может стать страна, являющаяся масштабным нетто-экспортером сырой нефти. Тем не менее, предусмотрено и ассоциированное членство для государств, которые могут не отвечать этому условию. Таким ассоциированным членом как раз и намеревается стать Индонезия. Причем, прецедент восстановления членства также имеется: Эквадор приостановил членство в организации в 1992 году и восстановил его в 2007 году.

Одновременно власти Индонезии пытаются реформировать нефтяной сектор и привлечь в него иностранные инвестиции. В мае государственная нефтедобывающая компания Petramina сообщила о намерении ликвидировать нефтетрейдера Petral — свою дочернюю структуру, которая удовлетворяет треть потребностей страны в нефти, но деятельность которой критикуется из-за отсутствия прозрачности. В свою очередь, группа по реформам, после шестимесячного исследования сектора, выдала другие рекомендации: переход на новые технологии в процессе использования нефтепродуктов и выпуск более высококачественного бензина.

Реформа рассматривается в качестве срочной задачи, поскольку во время расцвета нефтяной отрасли в 1990-е годы Индонезия производила до 1,6 млн баррелей нефти в день, и этого хватало не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. А в прошлом году, например, Индонезия импортировала 689 тысяч баррелей нефти в день, чтобы покрыть внутренние потребности.

Тем не менее, многие специалисты скептически относятся к перспективам превращения Индонезии в нетто-экспортера хотя бы потому, что каждый день на дороги страны выходят все новые автомобили и мотоциклы, а доля среднего класса в обществе неуклонно растет. Больше того, десятилетия государственных субсидий на горючее привели к росту объема потребления нефтепродуктов. И хотя после падения мировых цен на нефть объем субсидий существенно сократился, нет гарантии, что после повышения цен государство опять не станет дотировать спрос.

Именно поэтому многие эксперты считают, что Индонезия в ближайшем будущем не изменит свой статус нетто-импортера нефти, а это делает ее попытки воссоединиться с ОПЕК бессмысленными. Один из экспертов так проиллюстрировал этот тезис: «Для того, чтобы быть членом клуба автомобилистов, вы должны сначала иметь автомобиль».