Новая реальность для портов Северо-Запада: кризис, санкции и Шёлковый путь

portnews.ru.dev.webzebra.ru
Председатель совета директоров аналитического агентства «ДОРН» Андрей Карпов (слева)

Мировой кризис, снижение цен на энергоносители и сырье, введение антироссийских санкций и встречных антисанкций, провозглашённая российскими властями политика развития импортозамещения и переориентации внешней торговли России на Восток создают новую геополитическую и экономическую реальность не только для страны в целом, но и для ее регионов. Эта новая реальность имеет и свое транспортно-логистическое измерение. Объёмы российских внешнеторговых грузов, транспортирующихся через Балтийское море, уменьшаются. Об этом заявил в ходе Всероссийского форума «Современное состояние и перспективы российского рынка бункеровки судов» председатель совета директоров аналитического агентства «ДОРН» Андрей Карпов.

Карпов также отметил такую важную тенденцию, как нарастание конкуренции для портов Северо-Запада со стороны портов Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Тамань) в борьбе за транзитные российские внешнеторговые грузопотоки. В своём выступлении эксперт упомянул и о новом амбициозном проекте Китая — так называемом Экономическом поясе Шёлкового пути. По мнению Карпова, китайские партнёры будут стремиться к тому, чтобы максимально протяжённая часть этого маршрута проходила по территории Китая и Казахстана. «Думаю, если бы Казахстан граничил с Белоруссией, дело бы и вовсе обошлось без России», — считает эксперт. Тем не менее при всех возможных вариантах реальный маршрут Шёлкового пути, скорее всего, пройдет через Казахстан, центральную Россию и Белоруссию, а значит, китайские грузы «поплывут» мимо портов Северо-Запада РФ. В данной ситуации, по мнению эксперта, следует продвигать идею «резервного ответвления» Шёлкового пути на российские порты Финского залива, которое «с помощью Балтийского моря отсекает максимально возможное количество стран-транзитёров». Такую необходимость диктуют сегодняшние тенденции развития геополитической и геоэкономической ситуации, убеждён Карпов.

Вильнюс надеется, что новый «Шёлковый путь» Китая пройдёт через Литву

На этой неделе состоится визит руководства китайской провинции Синьцзян и представителей крупнейших компаний этой страны, предоставляющих услуги в области транспорта, логистики, строительства инфраструктуры и производства подвижных составов, в Литву. Делегация из Китая встретится с руководителями Министерства транспорта и связи Литвы, компании «Литовские железные дороги», Клайпедского морского порта, ознакомится с выполняемыми проектами, посетит интермодальные и грузовые терминалы.

Китай стремится восстановить Шелковые пути, которые на суше и по морю соединяли бы его с Европой, считают в Литве. В стратегии One Belt, One Road, осуществляемой властями Китая, указано, что пути экономического сотрудничества и транспорта идут в Европу через страны Прибалтики, утверждают литовские чиновники. По словам руководителя представительства «Литовских железных дорог» в Китае Роландаса Бражинскаса, во время визита предпринимателей важно еще больше утвердить Литву и ее транспортную инфраструктуру как надежную точку маршрута Нового шелкового пути.

Китайские грузы по морю доставляются в Клайпедский порт и по железным дорогам транзитом через Литву едут в Белоруссию. И Китай, и Белоруссия, у которой нет выхода к морю и которая чувствует потребность в площади для складирования, интересуются построенным в Литве интермодальным терминалом и создаваемым вокруг него логистическим центром, отмечают «Литовские железные дороги». Прогнозируется, что после того, как Белоруссия подпишет новые договоры о перевозе грузов с Китаем, часть этих грузов будет доставляться по морю через Клайпедский порт.

В немецком Заснице создадут логистический центр для связи с Усть-Лугой

Намерения о создании логистического центра в немецком порту Засниц-Мукран для расширения грузооборота с российским портом Усть-Луга подтвердили в рамках Дней немецкой экономики, которые состоялись на прошлой неделе, главы Ленинградской области и Мекленбурга — Передней Померании Александр Дрозденко и Эрвин Зеллеринг. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в правительстве Ленинградской области.

Обширная делегация, в составе которой 75 представителей немецкого бизнеса, посетила порт Усть-Луга — расположенные в порту терминалы, паромный автомобильно-железнодорожный комплекс.

Александр Дрозденко отметил, что проектная мощность паромного комплекса составляет 5,5 млн тонн, но в прошлом году перевезено лишь 1,6 млн тонн грузов, причем большая часть из них доставлялась железной дорогой. «Технически паромная переправа готова работать на полную загрузку, сдерживающим фактором является отсутствие логистических связей между российским и немецким бизнесом. От технической части проекта мы должны перейти к экономической и полностью поддерживаем предложение министра-президента о строительстве крупного логистического комплекса в Заснице-Мукране. Сегодня мы сделали шаг в этом направлении, что позволит обеспечить в дальнейшем экономический прорыв», — отметил Дрозденко.

Эрвин Зеллеринг, со своей стороны, предложил, чтобы операторами будущего логистического центра стали железные дороги — германская и российская, которые могут инвестировать не только в строительство железнодорожных путей и сортировочных станций, но и в логистические объекты.

Напомним, что проект «Балтийский паром» — железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга — Балтийск — Засниц (Германия) является проектом федерального значения в сфере транспорта и портового хозяйства, одним из звеньев международного транспортного коридора «Запад — Восток».

Два паромных терминала, железнодорожный и автомобильный, предназначены для приема и обработки судов ро-ро, железнодорожных, автомобильных и автомобильно-железнодорожных паромов, обслуживающих линии «Усть-Луга — Балтийск» и «Усть-Луга — порты Германии». Площадь комплекса — 237 тыс. кв. м, проектная мощность — 35 млн т в год. Стоимость проекта — около 150 млн долларов. Паромный комплекс в Усть-Луге оснащен железнодорожным парком из 16 путей протяженностью более 7,5 км, что позволяет разместить здесь 200 вагонов одновременно.

Порту Силламяэ снова нужны российские инвестиции

Руководство крупнейшего в Эстонии частного Силламяэского порта ведёт переговоры с Бельгией, Китаем, Южной Америкой и Россией о привлечении дополнительных инвестиций. Об этом заявил совладелец Силламяэского порта Тийт Вяхи, выступая на открытии Дней моря и города Силламяэ, сообщает эстонский портал stolitsa.ee.

В данный момент в порту Силламяэ, а также в компаниях и на терминалах, расположенных на его территории, работают 900 человек. Однако, как отметил Вяхи, мощность инфраструктуры порта Силламяэ в три раза больше, чем объёмы переваливаемых грузов. Именно поэтому порт делает всё возможное, чтобы привлечь в регион дополнительные инвестиции и создать новые рабочие места.

Напомним, что в данный момент решается вопрос о строительстве в порту нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 2,5 млн т сырой нефти в год. Инвестором проекта выступает компания Jukonoil. По данным эстонских СМИ, компания принадлежит гражданину РФ Алексею Скиданову (он занимается в России телекоммуникационным бизнесом) и гражданину Эстонии Юрию Чалею. Председатель совета Jukonoil Геннадий Николаевич Скиданов является полным тезкой бывшего заместителя председателя правления «Нефтегазовой компании «ИТЕРА», которая с 2013 года входит в «Роснефть». Член совета Jukоnoil Игорь Семенович Клейнер — полный тезка бывшего председателя правления компании Scantrans (в настоящий момент признана банкротом), в состав активов которой входил нефтетерминал в эстонском порту Пальяссааре.

Для справки: порт Силламяэ в северо-восточной Эстонии открылся для навигации 25 октября 2005 года. Владельцы — петербургские предприниматели Андрей Катков и Евгений Малов и бывший премьер Эстонии Тийт Вяхи. Два терминала порта на сто процентов российские. Это ВСТ (Baltic Chemical Terminal), который принадлежит концерну «Акрон», и «Танкхем», владельцем которого является крупнейший российский производитель минеральных удобрений ОАО МХК «ЕвроХим». Кроме того, терминалы Silsteve, которые занимаются контейнерами, генеральными грузами, перевалкой новых автомобилей и грузов ро-ро, на 50% принадлежат российским владельцам. Грузооборот порта Силламяэ в 2014 году вырос на 10,6% и составил 7,46 млн тонн.