В России могут разрешить овербукинг, который защит пассажиров

Минтранс подготовил изменения в Воздушный кодекс, которые закрепят возможность так называемого овербукинга — продажи большего количества билетов, чем число мест в самолете. Сейчас драфт этого законопроекта выложен на портале regulation.gov.ru

Москва, 24 июня 2015, 18:58 — REGNUM   Сделано это в большей степени для того, чтобы все участники рынка могли бы обсуждать ситуацию, вносить поправки и дискутировать, опираясь на международный опыт использования этой опции. Овербукинг популярен во всем мире. Такой механизм удобен и авиакомпании и пассажирам. Обычно за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее возможны варианты: либо перевозчик оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полет на следующем рейсе, либо предлагает на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий авиаперелет.

В России овербукинг действует уже давно, но негласно. Сейчас не существует никаких законов, которые бы регулировали систему компенсаций для пассажиров, которые не смогли улететь из-за переполненности самолета. Понятно, что крупные компании, которые беспокоятся о репутации, всегда найдут способ возместить пассажиру ущерб, но как быть с мелкими региональными перевозчиками, которые набивают самолеты до отказа, но платить «лишнему» пассажиру часто не хотят? Теперь, согласно законопроекту, в случае отказа в перевозке, пассажир будет иметь полное право обратиться в суд и получить высокую компенсацию. Подобные правила уже давно действуют в США и странах ЕС.

Авиакомпании, и в частности «Аэрофлот», обращались к правительству именно с целью урегулировать процесс перебронирования. «По данным источников «Ъ”, об узаконивании овербукинга шла речь еще 24 февраля на совещании у Дмитрия Медведева. Господин Савельев на прошлой неделе заявил, что овербукинг может принести авиакомпаниям до 7% дополнительной выручки (в случае «Аэрофлота» — $450−500 млн в год)», — пишет издание.

Однако некоторые перевозчики выступили резко против инициативы. Например, «Трансаэро». «Мы считаем, что это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации, они имеют право улететь в назначенное время», — говорят в компании. К тому же, считают в «Трансаэро», овербукинг не учитывает сложные транзитные маршруты и, стыковки могут теряться, а международный опыт говорит о том, что пассажиры, которым предложили другой рейс из-за овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику. Кроме того, компания отмечает, что лоббисты овербукинга преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, на самом деле их «один-два и не на каждом рейсе», — цитирует представителей компании «Коммерсант».

Однако эксперты отрасли уверены, что легализация овербукинга пойдет на пользу и пассажирам, и авиакомпаниям. «С учетом такой сложной экономической ситуации, когда авиакомпаниям крайне важна большая загрузка рейсов, эта мера поможет и авиакомпаниям улучшить свои финансовые показатели не в ущерб пассажиров. То, что Минтранс выступил как регулятор в этой ситуации — крайне правильно. Это поможет как потребителям, так и авиакомпаниям», — уверен вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

Доктор наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский уверен, что пассажирам понравится легализованная система овербукинга: «Овербукинг позволяет оформить на несколько мест больше и гарантированно улететь, поскольку несколько кресел — это общепринятая практика — остаются свободными. От двух до пяти кресел на разных рейсах даже в высокие сезоны не заполнены. Ситуация овербукинга позволяет получить транспортную услугу независимо от того, есть ли полная заполняемость или её нет. Овербукинг — это система, которая не зависит от обстоятельств, пожеланий или состояния здоровья того или иного пассажира», — комментирует он порталу Speakercom.ru Кричевский добавляет, что для пассажиров же это не только возможность воспользоваться услугами, когда, казалось бы, мест нет, но и за счет увеличения доходности аэропорта получить более качественные услуги на борту — более качественное питание. Потому что многие компании экономят в первую очередь именно на питании. «Есть и общегосударственный плюс. Он заключается в том, что овербукинг позволит поддерживать прибыль авиакомпаний. Что отразится на качестве самолетов, должного уровня обслуживания. Плюс ко всему государство сможет получить и дивиденды», — уверен эксперт.

Тем не менее, овербукинг сработает только в случае, если речь идет о регулярных рейсах. Чартерные перевозчики работают по блок-местам с туроператорами, которые, по сути, управляют загрузкой рейсов авиакомпаний. Неявка на чартерный рейс — явление довольно редкое, так как это означает отказ от турапакета. Поэтому овербукинг — актуальный вопрос для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки. В конечном итоге эта мера может привести к снижению себестоимости перевозки для конечных потребителей.

По мнению западных аналитиков, благодаря овербукингу каждая авиакомпания может заработать на 7% больше. При этом, вопреки опасениям, пассажиры страдать не будут: современные системы управления доходами позволяют максимально точно рассчитать необходимый процент не являющихся на рейс, это примерно 10−15. Кроме того, закон пройдет долгое обсуждение, прежде чем будет принят, что оставляет надежду, что конечная его редакция будет учитывать интересы как пассажиров, так и авиакомпаний.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.05.17
Реституция: РПЦ наносит ответный удар
NB!
27.05.17
Рухани переизбран. За что проголосовали иранцы?
NB!
27.05.17
Проблема белорусского поэта Некляева: невежество и...
NB!
27.05.17
Американская комедия в 40-е: от бунта до госзаказа
NB!
27.05.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Аэропорт»
NB!
27.05.17
Венесуэла: естественная эволюция или режиссируемая революция?
NB!
27.05.17
«Китаю не нужны корейские «ядерные грибы» у своих границ»
NB!
27.05.17
«Над саммитом НАТО нависала тень Путина»
NB!
27.05.17
The Daily Mail: «Трамп – обреченный на вечный бой»
NB!
27.05.17
Мадуро призвал оппозицию «уйти с улицы и заняться полезным делом»
NB!
26.05.17
Дубль Ярмоленко принес «Динамо» победу над «Шахтером»
NB!
26.05.17
Молдавия: мэра Кишинева Киртоакэ арестовала «рука Москвы»
NB!
26.05.17
Глава Севастополя — горожанам: Не поддавайтесь на провокации!
NB!
26.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 26 мая
NB!
26.05.17
Кому на самом деле принадлежат СМИ Казахстана
NB!
26.05.17
Фантазии чиновника: кому нужен Кембридж, если есть Орловский университет?
NB!
26.05.17
В Израиле прекрасно понимают, что Трамп обречён на фиаско
NB!
26.05.17
В Норвегии у литовки забрали ребёнка за то, что малыш обжегся манной кашей
NB!
26.05.17
Итоги саммита НАТО: Трамп оставил Европу наедине с Путиным
NB!
26.05.17
«Лесная реформа» в Брянске привела к отставкам в правительстве
NB!
26.05.17
Нижний Новгород получил многомиллионный ущерб, а чиновники — условные сроки
NB!
26.05.17
Правозащитники HRW: Спикер парламента Чечни причастен к пыткам геев