О том, что «Аэрофлот» намерен провести антикризисную оптимизацию сотрудников, стало известно еще в конце марта. В числе авиаперевозчиков, которых должны были коснуться антикризисные сокращения, назывались названы «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия».

Как сообщили Агентству бизнес-новостей в отделе по связям с общественностью ОАО «Авиакомпания «Россия», будут уволены 10% сотрудников: «Всего в настоящий момент к сокращению представлены 223 человека, задействованных в обслуживании Ан-148, и 163 человека, связанные с Boeing 767−300. Это летный и технический персонал, работники наземных служб, а также административные работники». По информации пресс-службы, в сложившейся ситуации «Россия» вынуждена также отказаться от наименее эффективных воздушных судов, выведя из расписания шесть самолетов Ан-148 и три самолета Boeing. Остаются в эксплуатации 27 воздушных судов — все они относятся к классу судов Airbus-319 и Airbus-320. Также идет оптимизация расписания, его адаптируют под изменившийся спрос.

«Аэрофлот» решил поддержать сокращенных сотрудников: работники из числа летных и кабинных экипажей могут устроиться в компании группы «Аэрофлот». Часть пилотов уже нашла работу в Санкт-Петербурге и Москве, подчеркнули представители компании. Как отметили в «России», сейчас совместно с агентством занятости населения проводится ряд мероприятий, сотрудникам предлагается серия собеседований, подбираются вакансии по их индивидуальным предпочтениям.

Вместе с тем, эта ситуация вызвала возмущение представителей профсоюзов. «Около полутысячи сотрудников будут растоптаны и выкинуты на улицу. Получается, что наши работники теперь никому не нужны», — заявил председатель первичной профсоюзной организации профсоюза летного состава «Авиакомпании Россия» Игорь Морозов. По его данным, уже 78 пилотов Ан-148 получили уведомления о сокращении. «Нынешняя ситуация вынуждает нас обратиться к президенту России РФ Владимиру Путину. Он как гарант Конституции не должен допустить «второго Пикалево», то есть массового увольнения сотен высококвалифицированных специалистов. Восстановить штат пилотов, техников, диспетчеров будет уже невозможно», — считает Морозов. «Эта беда коснулась и женщин, — отметила председатель санкт-петербургского профсоюза бортпроводников Валентина Воронина. —  Нельзя забывать, что речь идёт о сломанных судьбах, о семьях, которые остаются без средств существования. Эта беда имеет название — «оптимизация расходов». Уже прошло два этапа сокращения, и готовятся новые. У меня вопрос к городу: что происходит?!». «Мы объединились в альянс работников, стремящихся не допустить беды. Надеемся не допустить «второго Пикалево». В прокуратуру, Контрольно-счетную палату и к президенту страны», — сообщил председатель профсоюза работников наземных служб «СОЦПРОФ» «ВВСС» Вячеслав Жуйко.

Вице-президент профсоюза Летного совета России Олег Буленков уверен, что сокращение является сильным фактором стресса: «Представьте пилота, который ведёт самолет, зная о предстоящем сокращении. Были случаи, когда пилоты сводили счеты с жизнью, лишаясь возможности заниматься своим профессиональным делом».

Однако эксперты полагают, что в условиях кризиса, когда большинство авиакомпаний вынуждены сокращать расходы, «Россия» это делает наиболее безболезненно и заботится о своих сотрудниках. «Первое, на что идет любая компания в кризисной ситуации, — это сокращает все возможные и видимые издержки, — говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Устаревшее оборудование — в данном случае, старые воздушные суда, — требуют больших финансовых вложений и являются зоной риска. Вывод из парка трех самолетов означает только лишь то, что компания всеми силами пытается удержаться на рынке и не скатиться в банкротство».

Одновременно с выводом старого оборудования идет сокращение персонала. «Это нормальный шаг, — подчеркивает специалист, — в кризис компания лишается до 25% сотрудников. В таком режиме вполне возможно дотянуть до времени стабилизации, это общемировая практика. Кроме двух обозначенных антикризисных шагов, предприятие обычно оптимизирует свою финансовую историю: договаривается с кредитором о реструктуризации долгов, сворачивает инвестпрограмму. И это тоже нормально».