Заказчик реконструкции комплекса ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (АГА), обвиняет компанию «Трансстрой» в срыве сроков целого ряда работ. А подрядчик жалуется на несвоевременное предоставление рабочей документации. Дело дошло до суда, «прения сторон» там начались еще в минувшем году, а меж тем, край рискует остаться на лето без своей главной воздушной гавани.

фото: avia.pro

Так, дочерняя компания ЗАО «Ижтрансстрой» заявила о завершении основных работ, включая реконструкцию ВПП-2, а также сети рулежных дорожек и инженерно-технической инфраструктуры 15 июня текущего года. Но «важно разграничивать строительство и введение объекта в эксплуатацию, это разные процессы, мы строим, а вводит объект — заказчик», — пояснили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе подрядной организации.

Загвоздка, заявляют в «Ижтрансстрое», в том, что заказчиком до сих пор не предоставлена рабочая документация в части ограждения периметра, устройства пандуса, охранного освещения, технических средств охраны, патрульной дороги, перрона, монтажа сигнального оборудования и других работ. «Строить физически не можем, нет чертежей на руках», — заявили в компании.

В то же время, ФГУП не решил основной на сегодня вопрос с энергоснабжением аэродрома в части измененных технических условий и с отведением границ земельного участка. А также не определил исполнителя работ, ориентированная стоимость которых — 200 млн рублей и которые не были учтены в контракте «Трансстроя» и других подрядчиков, заявляет подрядчик.

«Без решения заказчиком этих вопросов ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным», — заявили в «Ижтрансстрое». Другими словами, ВПП-2 может начать принимать лайнеры только при полном завершении работ на аэродроме.

«При этом «Инжтрансстрой» — не единственный подрядчик ФГУП «АГА», участвующий в реконструкции аэродрома в Краснодаре. Кроме нас, у заказчика заключены прямые контракты с компаниями Аэроснаб, Алмаз Антей, ВСК-Электро и другими (проектирование, кадастровые работы), от которых, в том числе, зависит строительная готовность объекта», — говорится в официальном комментарии врио гендиректора ЗАО «Инжтрансстрой» Игоря Андреева.

Теперь ни одна из сторон даже примерных сроков ввода в эксплуатацию ВПП-2 не называет. Однако подрядчик свои контрактные обязательства планирует завершить в полном объеме в третьем квартале этого года. Речь идет об осени 2015 года. «Для этого на объекте у нас все есть — и люди, и техника», — заявил Андреев.

В свою очередь, ФГУП «АГА» обвиняет в затягивании сроков ввода полосы в работу именно «Трансстрой». «Заявление компании-подрядчика о завершении работ по основным сооружениям и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома Международного аэропорта Краснодар не соответствует действительности», — говорится в пресс-релизе компании от 16 июня.

Отметим, реконструкция аэродромного комплекса, ведущаяся в рамках федеральной целевой программы, предусмотрена в три этапа. Первый был завершен в конце 2013 года. В этот период «Трансстрой», в том числе, переделал под временную полосу магистральную рулежную дорожку (МРД), чтобы во время строительных работ на основной аэропорт мог принимать самолеты. К выполнению контракта по второму этапу подрядчик приступил прошлым летом.

Однако временная полоса за это время пришла в негодность, поскольку она для совершения взлетов и посадок авиалайнеров изначально не предназначалась. Теперь получается так, что и МРД не пригодна к использованию, и основная полоса не в строю.

Вместе с тем, по данным заказчика, все работы должны были завершиться уже к декабрю 2014 года. Планировалось, что аэродромный комплекс будут использовать как резервный к началу Олимпийских Игр — 2014 в Сочи. Однако этого не произошло, «Инжтрансстрой», по данным заказчика, свои обязательства в срок не выполнил.

«По состоянию на текущую дату, общая готовность объекта составляет 79%, заключение о соответствии не получено, ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным», — говорится в сообщении ФГУПа.

Также руководство «АГА» обвиняет подрядчика, что к работам привлекается ненадлежащее количество персонала и техники. «На 15 июня 2015 года на объекте фактически задействовано 152 человека рабочего персонала и 42 единицы строительной техники при потребности, в соответствии с проектом организации строительства, 379 человек персонала и 169 единиц техники», — говорится в сообщении заказчика. Еще одна претензия ФГУПа — неоднократная полная остановка работ на объекте без всяких на то оснований.

«На объекте задействовано 252 человека, 60 единиц техники, что является достаточным для выполнения работ», — не соглашаются в «Трансстрое». Там также отметили, что строительные работы несколько раз приостанавливались «по независящим от подрядчика причинам (по вине заказчика)». Среди них, в том числе, указывается плотный график ежечасной посадки воздушных судов, из-за чего вести работы попросту невозможно, а также отсутствие согласования эксплуатации временной полосы.

В то же время, как отмечает РБК, затягивание сроков реконструкции основной ВПП-2 (окончание работ было изначально намечено на май 2013 г. — прим. издания) стало поводом для крупного судебного иска: Росавиация, которая финансирует проект реконструкции, пыталась взыскать с «Трансстроя» 1,309 млрд рублей неустойки. К слову, общая стоимость работ по контракту оценивается в 4,67 млрд рублей. Но в январе этого года Арбитражный суд Москвы встал на сторону «Трансстроя» и в выплате неустойки отказал.

В частности, в материалах дела сказано, что срок выполнения работ был изменен по вине самого заказчика. Росавиация не обеспечила надлежащее состояние земельных участков, предназначенных для строительства, сметной документации и наличие инженерных сетей на строительной площадке. Сроки выделения денег на ремонт в рамках госпрограммы также переносились с 2013 на 2014 годы, отмечает агентство.

Добавим, врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев 28 мая отправил президенту России Владимиру Путину письмо с подробным изложением проблемы.

«По информации собственника, компании «Базовый элемент», в настоящее время функционирование аэропорта Краснодар находится под угрозой остановки вследствие нарушений сроков окончания работ по реконструкции и ненадлежащего текущего состояния аэродрома», — цитирует текст письма агентство.

Кондратьев в документе выражает беспокойство, что в случае незавершения реконструкции аэродрома до 1 сентября 2015 года есть вероятность, что Росавиация введет существенные ограничения на работу аэропорта — вплоть до полной остановки полётов.

Врио главы Кубани в письме отмечает, что заказчик и подрядчик строительства «имеют ряд взаимных претензий и вместо выполнения работ… занимаются решением споров». Вениамин Кондратьев просит президента России поручить Минтрансу в максимально короткий срок принять исчерпывающие меры. По информации агентства, Путин перенаправил документ министру транспорта Максиму Соколову с резолюцией: «прошу рассмотреть и доложить о завершении проекта».

Отметим, краснодарский аэропорт является седьмым по пассажиропотоку в РФ, пассажиропоток здесь превышает, по разным данным, миллион человек за год. Только в январе-апреле текущего года воздушная гавань обслужила более 825 тысяч человек.