Правительство Белоруссии рассматривает варианты выхода из непростой ситуации — как повысить пособие по безработице (около $20) до бюджета прожиточного минимума (около $100) без нагрузки на бюджет, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В ходе состоявшегося 9 июня заседания президиума Совмина под председательством Андрея Кобякова были рассмотрены проекты очередного официального прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2016 год, основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2016 год и среднесрочной финансовой программы на 2016−2018 годы, а также подходы к формированию основных направлений денежно-кредитной политики на 2016 год. По словам Кобякова, главными задачами в среднесрочном периоде являются удержание инфляции на уровне менее 10% и пополнение ЗВР Нацбанка.

Бал также рассмотрен комплекс вопросов, связанных с влияием экономического кризиса в Белоруссии на социальную обстановку. В частности, был рассмотрен вопрос о возможности приближения размера пособия по безработице к установленному властями постсоветской республики уровню прожиточного минимума. Данный уровень рассчитывается в «базовых величинах», каждая из которых на данный момент составляет 180 тыс белорусских рублей — размер пособия составляет две базовые величины, а БПМ установлен на уровне 1,5 млн бел. руб. По мнению архитекторов «рыночного социализма», на эти средства можно не только полноценно питаться, но и прилично одеваться, и даже не отказывать себе в удовлетворении «культурных потребностей».

В проектах официального прогноза на 2016 год содержатся предложения по увеличению пособия по безработице и даже внедрению системы страхования по безработице. Однако в условиях падения производства и экспорта, кризиса неплатежей и прочих особенностей кризиса пополнять Фонд социальной защиты населения из новых источников власти не желают, а средств из имеющихся явно недостаточно. На отсутствие перспектив повышения пособия по безработице и внедрения системы страхования по безработице 6 мая обращала внимание глава министерства труда и социальной защиты населения Марианна Щёткина.

Тем не менее, в контексте кампании по продолжению пребывания Александра Лукашенко в президентском кресле на очередную пятилетку «разговоры в пользу бедных» представляются полезными. Однако увеличение бюджета ФСЗН — лишь часть проблемы. Для нормализации ситуации следует признать неадекватность официальной методологии учёта безработицы: в настоящее время таковыми считаются лишь те, кто прошел непростую бюрократическую процедуру и официально зарегистрирован как безработный — т. е. 1% от населения в трудоспособном возрасте (примерно 43,4 тыс чел.). И даже эта цифра портит официальную статистику, т.к. в прошлом году «официальных» безработных было в два раза меньше.

На самом деле, отмечают независимые эксперты, о размере реальной безработицы приходится лишь догадываться, а численность зарегистрированных в статусе безработных никак не отражает ситуацию на рынке труда и служит для обеспечения пропагандистских кампаний. Статистика по зарегистрированной безработице, младенческой смертности и т.д. подаётся в ООН и улучшает положение республики в международных рейтингах, однако от слова «халва», как гласит восточная мудрость, во рту не становится слаще. Реальные проблемы можно решать лишь исходя из трезвого взгляда на факты, а это мешает сделать пропагандистский флёр. Отсюда и заявления о почти полумиллионе «тунеядцев», которых Александр Лукашенко обложил налогом под угрозой штрафа и принудительного труда, запрещённого международным правом и Конституцией Белоруссии.