В течение последних полутора десятков лет Евросоюз демонстрировал индивидуализированный подход к соседству, однако не всего его проекты, направленные на соседние государства, принесли необходимые плоды. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил экс-президент Французской Республики в 1974—1981 гг., член Конституционного совета Франции Валери Жискар д’Эстен в стенах Московского государственного университета им. Ломоносова в ходе лекции на тему «Взаимоотношения Европейского Союза с ключевыми соседними государствами».

«Что произошло за последние 15 лет? Надо сказать, что это не была единообразная политика — это то, что можно назвать „индивидуализированным подходом к соседству“. Есть отдельные группы государств, и с разными группами — разные отношения. Есть страны Европейского таможенного союза — например, Турция. Есть страны-наблюдатели. И есть страны-кандидаты на вступление в Е. С. Что касается России, то она имеет общие границы с ЕС, и, тем не менее, она не входит в список 16 стран, на которые распространяется политика соседства. Но эта политика соседства распространяется на Армению, Азербайджан, Грузию, Белоруссию, Молдавию и Украину», — сказал д’Эстен.

По его словам, Москва с самого начала имела особый статус, что было связано с её важностью и размером страны: «С 2003 года мы создали четыре пространства „Россия — ЕС“. Эти общие пространства были дополнены тем, что мы называем „Стратегическим партнёрством с ЕС“, а затем — „Партнёрством для модернизации“. Надо сказать, что на данный момент больших результатов эта политика не принесла».

Д’Эстен отметил, что он понимает влияние России на периферийные страны и её имериалистические амбиции: «Восточное партнёрство» появилось в 2009 году, и оно столкнулось с борьбой за сферы влияния между РФ и Европой. Влияние России на периферийные страны вполне понятно. Это можно интерпретировать как новые империалистические амбиции государств, в том числе и России. Комментаторы игнорируют как историческое прошлое России и её соседей, так и её необъятную географию. Отношения Р. Ф. и ЕС тесные: у нас общая история на протяжении большей части времени, общая большая культура, социально-экономические интересы, и это способствует сближению. Россия является нашим самым важным естественным партнёром".

Напомним, после смерти Жоржа Помпиду Валери Жискар д’Эстен был избран президентом Французской республики. Ещё будучи министром экономики страны, он стал одним из разработчиков Закона Помпиду — Жискара. На момент избрания д’Эстен являлся лидером правоцентристской партии «Союз за французскую демократию». Находился на посту президента один семилетний срок. В его период в стране был реализован ряд масштабных государственных проектов — например, строительство АЭС и скоростных железных дорог TGV. В 1979 году он получил премию Нансена. В бытность президентом д’Эстен начал пересмотр аспектов внешней политики страны, существовавшей при голлизме. При нём Франция начала возвращение в структуру НАТО, а также поддержала размещение в Европе американских ракет средней и меньшей дальности. В 1981 году на выборах президента потерпел поражение от социалиста Франсуа Миттерана. Д’Эстен является противником принятия Турции в Евросоюз. В 2014 году, накануне крымского референдума, он заявил в интервью одному из российских телеканалов о том, что воссоединение с Россией — это мирный и демократический выбор крымчан, а также призвал Западную Европу не влезать в отношения Крыма и России и не уподобляться США.