Предлагаемый Министерством образования Эстонии принцип оплаты труда педагогов может поспособствовать росту числа молодых учителей в школах. Однако, он не приведет к развитию качества образования в целом, поскольку новая модель предполагает фиксированную зарплату для всех педагогов безотносительно их стажа и опытности. На это в программе «Латвийского Радио-4» «Открытый вопрос» указала директор рижской 34-й средней школы Наталья Рогалева.

Согласно предложению Минобразования, новая формула исключит всякую возможность вмешательства директоров в размер учительских зарплат. Это, по мнению Рогалевой, не позволит директорам материально стимулировать учителей: «Это значит, что у учителей будут фиксированные зарплаты. То есть в пределах одной и той же школы молодой, неопытный учитель без стажа будет получать столько же, сколько и опытный педагог, который себя уже зарекомендовал, внес большой вклад в развитие школы, у которого уже есть победители олимпиад». 

Konstants

«У меня, как у директора, не будет возможности стимулировать тех учителей, которые работают лучше, у которых уже есть качественный результат. Нам, директорам, очень хотелось, чтобы существовала какая-то «вилка», хотя бы небольшая, в каждой группе — и для начинающего педагога, и для учителя, который уже достиг определенного уровня совершенства. Чтобы начинающий знал, к чему он может прийти, если он будет стараться, совершенствоваться и вкладывать определенные усилия в свое развитие, в развитие учебного заведения. Это пойдет на пользу не только самому учителю, но и всему образованию», — пояснила директор.

Наталья Рогалева скептически отнеслась и к предполагаемым срокам по введению новой модели, озвученным министерством, — с сентября нынешнего года. По ее словам, директора и учителя готовы подождать до следующего года, лишь бы модель была доведена до ума. «Директора школ ждут, что модель будет доработана, и активно высказывают свои предложения и уточнения, надеясь быть услышанными. Пока не создан механизм правовой регуляции перехода на новую модель, нам хочется, чтобы прошло какое-то время. Мы готовы подождать год, вводить новую модель с первого сентября — рано», — указала Рогалева.

В целом, как добавила директор, она не верит, что инициатива министерства пойдет на пользу системе образования Латвии. Рогалева согласилась, что новая модель оплаты труда, быть может, повысит мотивацию молодых учителей, однако не будет способствовать их дальнейшему профессиональному развитию. «Стабильная фиксированная заработная плата не стимулирует развитие качества образования. Это нас, конечно, очень сильно тревожит. Учитель пришел, сел, и стагнирует на месте. Конечно, это поможет молодым педагогам держаться дольше в школах, но мы-то хотим развития», — заключила директор.

В свою очередь министр образования и науки Марите Сейле («Единство») в интервью радиостанции пояснила, что возможность для директоров варьировать величину зарплат учителей сейчас рассматривается. «Рассматриваются возможности небольших вариаций в фонде зарплат в пределах одного-двух процентов. К тому же обсуждается порядок начислений доплат за качество. Эта модель критикуется очень многими руководителями школ и самими учителями. И поэтому сейчас вопрос стоит о пересмотре ее критериев, чтобы сделать модель приемлемой и для учителей, и для директоров. Доплаты смогут составлять в районе двух с половиной процентов от зарплат учителей», — сказала министр. Сегодня проект оплаты труда педагогов рассматривают две парламентские комиссии. Как сообщила Сейле, в этом году на введение новой модели зарплат учителей потребуется 9,8 млн евро, в будущем году — 29,4 млн евро.

Отметим, что новая модель расчета учительских зарплат предполагает отмену системы ставок — им на смену придет штатная единица. Готовы примерные подсчеты: в маленьких классах, где до 10 учеников, учитель может получать 800 евро в месяц. В свою очередь, в классах до 15 человек педагог сможет получать 850 евро, в классах до 20 человек — 900 евро, до 25 детей — 950, в больших классах — до тысячи евро. Все эти суммы значатся получаемыми на бумаге, то есть «грязными», до уплаты налогов.

Тем временем сегодня, 21 мая, стало известно, что Министерство финансов Латвии не поддерживает новую модель оплаты труда педагогов. По утверждению Минфина, неясным остается экономическое обоснование модели. Эксперты ведомства пришли к выводу, что новая система не сбалансирована с финансовыми возможностями государства и самоуправлений.

Отметим, на сегодняшний день в Латвии трудится около 25 тысяч учителей.