Ситуация с поставками в Россию универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев «Мистраль», разрабатываемых французскими специалистами, похоже, входит в свою завершающую стадию. По данным российских СМИ, французские представители уже направили российским коллегам предложение по расторжению контракта на поставки вертолётоносцев. Официальный Париж предлагает Москве вернуть 785 миллионов евро, при этом просит продать уже созданные «Мистрали» третьей стороне. Российские же представители не соглашаются на данную сумму отступных и намерены наложить вето на перепродажу вертолётоносцев.

Корабли для партнёров

Россия и Франция официально объявили о заключении контракта на строительство двух «Мистралей», предназначенных для российского ВМФ, в декабре 2010 года. Согласно договору, ещё два аналогичных вертолётоносца предполагалось создать на территории России по лицензии. Контракт предполагал создание первого вертолётоносца в течение 36 месяцев с момента перевода первого авансового платежа, и создание второго аналогичного корабля в течение 48 месяцев. Также французская сторона передала России все интересовавшие её технологии. Окончательный вариант контракта был подписан 17 июня 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Мистрали» застряли

Однако планам помешали санкции, наложенные на Россию в связи с возвращением Крыма в её состав. В начале сентября 2014 года Франция предупредила о возможной приостановке передачи российской стороне первого вертолётоносца класса «Мистраль» — «Владивосток». В сообщении администрации президента Франции сообщалось, что причиной являются якобы действия России в конфликте на востоке Украины. По факту Франция лишь присоединилась к санкциям, начало которым было дано в Вашингтоне и продолжилось странами Европы. При этом сам Франсуа Олланд подчёркивал, что такое решение Франции является не разрывом контракта, а его приостановкой до «перемирия и политического урегулирования на востоке Украины». Одновременно в США начали требовать от НАТО перекупки «Мистралей», предназначенных для России, однако представители Североатлантического альянса отказались от такого варианта: по слухам, в НАТО признали невозможность оплаты кораблей и возмещения штрафных санкций.

Финансовые трения

В ответ на заявления французской стороны в России заявили о том, что в случае непоставки кораблей будет подан иск в суд. Также российские представители заявили о намерении потребовать от Франции неустойку в размере до 3 миллиардов евро. При этом ряд экспертов подчёркивал, что перепродать «Мистрали» третьим лицам в их изначальном виде вряд ли удастся, поскольку эти корабли были предназначены именно для российского флота и техники. В начале мая 2015 года французская пресса сообщила о том, что Франция не исключает варианта с затоплением уже созданных вертолётоносцев, однако французское руководство поспешило опровергнуть эти заявления. Так или иначе, ни Франция, ни Россия не хотят выводить вопрос «Мистралей» за рамки заключённых соглашений, однако теперь вопрос переходит сугубо в плоскость дипломатических договорённостей и юридических тонкостей: Россия постарается взыскать с Франции максимальную сумму неустойки, официальный же Париж всеми силами постарается избежать финансовых убытков и выйти из положения, сложившегося благодаря единодушным санкциям США и ЕС, с минимальными потерями.