Премьер-министр Овик Абрамян пообещал к концу года экономический рост на уровне 4,1%, и эта цифра до сих пор не пересмотрена, несмотря на единодушные прогнозы международных финансовых структур

Одна из ведущих международных финансовых структур — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обновил свой прогноз по ВВП Армении за 2015 год, снизив его с нулевого уровня до минус 1,5%. При этом на 2016 год ожидает улучшение ситуации в экономике Армении и прогнозирует рост ВВП на 1%. Ранее ЕБРР ухудшил прогноз по росту ВВП Армении в 2015 году с 3,5% до 0.

Как говорится в официальном сообщении банка, рост экономики Армении значительно замедлился в начале 2015 года, существенно сократился объем трансфертов, произошло сокращение экспорта. Между тем после быстрой, но вместе с тем мягкой девальвации в конце 2014 года, курс армянского драма стабилизировался, чему послужила жесткая денежно-кредитная политика и интервенции Центрального банка. Тем не менее банковский сектор понес потери от обесценивания валюты, а кредитная активность банков существенно замедлилась и близка к остановке. Несмотря на успешное размещение еврооблигаций в марте 2015 года, на конец марта валютные резервы страны снизились в годовом разрезе на 25% и покрывают объем импорта за 3,5 месяца. Фискальный разрыв ограничен увеличением доли государственного долга к ВВП. Перспективы быстрого восстановления экономики в 2016 году будут зависеть от внешней среды, в основном от состояния экономики России.

Кроме того, по оценкам ЕБРР, Армения является единственной страной Закавказья, которая 2015 год завершит с экономическим спадом. В соседней Грузии экономический рост составит 2,3%, а в Азербайджане — 1,5%.

Бывший премьер-министр Армении Грант Багратян считает этот прогноз реалистичным. По мнению Багратяна, для прогресса Армения нуждается в радикальных реформах. «Экономика нуждается в различных изменениях. Во-первых, экономика должна идентифицировать себя — она рыночная или какая… У нас нет рыночной экономики. Например, банковская система полностью является государственной. Хотя у банков разные владельцы, однако они дают кредиты тем людям и под такие проценты, которые им диктует Центробанк. В конечном счете правительство также пытается диктовать цены, так как экономика настолько централизована, что ими уже можно управлять, их немного», — говорит Грант Багратян.

Власти Армении придерживаются, однако, другого мнения: около двух недель назад премьер-министр Овик Абрамян пообещал к концу года экономический рост, который запланирован на уровне 4,1%, и эта цифра до сих пор не пересмотрена, несмотря на единодушные прогнозы международных финансовый структур.

Ранее уже ухудшили свои прогнозы по росту армянской экономики Всемирный банк — с 3,3% до 0,8%, МВФ — с 4-4,5% до 0%. В последнем обзоре агентство Fitch ожидает умеренную рецессию в экономике Армении в 2015 году из-за ухудшения ситуации в России. В свою очередь Центральный банк Армении оценивает рост ВВП в текущем году в пределах 0,4%-2%.

12 мая на пресс-конференции в Ереване президент ЕБРР Сума Чакрабарти призвал власти Армении создать равные условия для бизнеса. На вопрос, насколько мешают монополии привлечению новых инвестиций в Армению, Сума Чакрабарти ответил: «Мы хотели бы видеть программу, которая действительно усилила бы антимонопольную комиссию, мы хотели бы видеть применение в равной степени налоговых и таможенных реформ, и мы хотели бы видеть также другие меры, которые были применены в других странах и которые создают равные правила игры для разных хозяйствующих субъектов. Потому что монополизированная экономика не несет ничего полезного для потребителя. Отсутствие конкуренции подразумевает высокие цены, которые платит потребитель. Есть очень большие проблемы и вызовы, но чтобы все это преодолеть, требуется политическая воля и смелость».

Согласно прогнозам ЕБРР, спад ВВП в России в 2015 году составит 4,5% вместо прогнозируемого ранее спада на 4,8%. По мнению аналитиков ЕБРР, глубокая рецессия в России оказалась сильнее, чем ожидалось, что затрагивает страны, с которыми у России налажены тесные экономические отношения. В частности, негативные тенденции в российской экономике ухудшают перспективы для государств Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Сильнее всего последствия российской рецессии сказываются на объёмах денежных переводов трудовых мигрантов, которые продолжают сокращаться высокими темпами.

В странах — партнерах Армении по ЕАЭС перспективы роста экономики Казахстана ухудшаются из-за снижения цен на сырьевые товары; рост экономики здесь составит 1,5%, а в 2016 году 2,0%. Белоруссия продолжит испытывать тяжелые финансовые затруднения: по нынешнему, более пессимистическому прогнозу, при сохранении существующей политики ее ВВП в текущем году сократится на 2,5%, а в 2016 году отсутствие существенных экономических реформ приведет к стагнации производства. В Киргизии рост ВВП составит 3,0%, а в 2016 году 3,1%.